Психическое здоровье и критерии его определения

Критерии психологического здоровья

Существует несколько критериев определения нормы психического здоровья: статистический, адаптационный, гуманистический. Каждый из этих критериев имеет свои достоинства и недостатки.

Психическое здоровье – это состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезни и адекватным поведением. По сути, в данном критерии ставится акцент не на здоровье, а на симптомах болезни, отсутствие которых позволяет судить о степени душевного благополучия. Этот критерий до последнего времени являлся основным в определении здоровья. Но отсутствие болезни еще не говорит о том, что человек психически здоров.

В рамках негативного критерия интересен подход А.А. Пузырей. Исследователь говорит о различении «болезни-к-смерти» и «болезни-к-жизни», а также «здоровья-к-смерти» и «здоровья-к-жизни», вводя соответствующий критерий оценки благополучия душевной жизни человека. Так, здоровье, избавляющее от болезни в критической ситуации, может оказаться чем-то более нездоровым, чем болезнь, которая пытается поставить человека перед возможностью понимания чего-то насущного в его жизни. А вот такое исцеление в этом случае «здоровье-к-смерти».

Поэтому сложно разводить болезнь и здоровье, даже зрелость и незрелость личности человека «путнего» (человека пути) и бес-путного. Сама болезнь уже не может выступать критерием неблагополучия, но способна менять свой смысл в зависимости от того, будет ли она шагом становления жизненного пути или нет.

Страдание может быть продуктивным, а может быть и не продуктивным. Отвергая разделение между здоровьем и болезнью, мы вводим иное различение: пространство вне-пути, где имеет значение разделение на болезнь и здоровье, и пространство пути, где значимо лишь его становление. Вводя понятие жизненного пути личности, мы ставим его вне зависимости от пространства болезни / здоровья.

За норму психического здоровья берутся среднестатистические показатели психологических измерений. Здесь возникает проблема определения показателей здоровья. Какие проявления и психические новообразования можно рассматривать как признаки, показатели оптимального состояния психологического здоровья?

При использовании статистического критерия невозможно учитывать индивидуальный аспект психического здоровья, к тому же не только люди с нарушениями психики оказываются за пределами нормы, но и одаренные.

В центре данного критерия – адаптивность и адаптированность личности в системе социальных отношений. Главный критерий оценки психического здоровья, оптимального функционирования личности – это характер и степень включенности индивида во внешние биологическое и социальные системы. С одной стороны, подразумевается такой уровень развития природных задатков человека, при котором обеспечивается выживание и приспособление к окружающей его природной среде. С другой стороны, речь идет о степени сформированности его социальных отношений и мере соответствия его поведения основным нормам и требованиям, которые предъявляются социумом. В данном контексте оздоровление понимается как успешная адаптация и гармонизация отношений человека с окружающим его миром.

Теоретические предпосылки данной модели мы можем обнаружить, с одной стороны, в эволюционном учении Ч.Дарвина, который читал главной движущей силой эволюции борьбу за выживание, приводящую ко все более совершенному приспособлению к окружающей среде, а во-вторых, в социологии О.Конта, и в особенности Э.Дюркгейма, рассматривавшего любое проявление духовной жизни человека прежде всего как функцию его социальных отношений. Именно из этих двух источников заимствованы два основных параметра, на которые, так или иначе, ориентируется современная медицина, психиатрия и психология, определяя понятие “здоровье”: приспособленность к окружающей биосоциальной среде и гармоничная включенность в сообщество людей. Таким образом, психическое здоровье человека может рассматриваться через призму его индивидуально-личностной адаптации.

Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. в рамках данного критерия предлагают выделять следующие признаки:

· соответствие субъективных образов отражаемым объектам действительности и характера реакции внешним раздражителям, значению жизненных событий;

· адекватный возрасту уровень зрелости эмоционально-волевой и познавательной сфер личности;

· адаптивность в микросоциальных отношениях;

· способность самоуправления поведением, разумного планирования жизненных целей и поддержания активности в их достижении.

Адаптационный критерий особенно распространен в западной культуре, что проявляется даже в названии типа людей с отклонениями от нормы психического развития – социально дезадаптированные. С одной стороны, действительно при нарушениях психического здоровья происходит разрыв значимых связей и отношений с другими людьми, но, с другой стороны, неадаптивная активность тоже показатель нарушения здоровья, с чем никак не хочется соглашаться.

На наш взгляд, наиболее свободно от недостатков представление о критериях психического здоровья понимание, сложившееся в русле феноменологического, гуманистического направлений психологии (А. Маслоу, К. Роджерс), а также развиваемом представителями российской психологической школы: И.В. Дубровиной, А.М. Прихожан, Б.С. Братусем и др. Эти ученые пришли к следующим выводам:

– психическое здоровье – это идеальное понятие, основанное на творческих принципах свободы, духовности, индивидуальности. Это не конечный пункт, а направление, в котором человек движется, следуя своей истинной природе;

– показателями психического здоровья личности являются принятие ответственности за свою жизнь, принятие себя, умение жить в настоящем, осмысленность индивидуального бытия и способность к пониманию и принятию других;

– нарушения психического здоровья – это лишь количественные отклонения от нормального процесса психического развития;

– причиной нарушений психического здоровья является неправильное распределение напряжений во внутренней структуре личности. Наиболее значительное из них – напряжение между тем, что человек собой представляет, и тем, чем ему, по его мнению, следует быть.

Р. Кочунас выделил следующие качества, присущие психологически здоровой личности.

1. Аутентичность: полное осознание настоящего момента, выбор способа жизни в данный момент, принятие ответственности за свой выбор.

2. Открытость собственному опыту.

3. Развитие самопознания.

4. Сила личности и идентичность.

5. Толерантность к неопределенности.

6. Принятие личной ответственности за свою жизнь.

7. Глубокие отношения с другими людьми.

8. Постановка реалистических целей.

Таким образом, существуют сложности в определении системы критериев оценки психического здоровья человека. Необходимо не только учитывать разные уровни проявления, социально-культурный, но и индивидуальный контекст данного явления, к тому же еще и взаимосвязи между этими уровнями. На наш взгляд, наиболее интегральным показателем психического здоровья личности является ее психическое состояние, как целостный синдром, проявляющийся во временно-ситуационных показателях, в котором отражается значимость данной ситуации для личности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9706 – | 7552 – или читать все.

194.79.23.6 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Какие критерии психического здоровья личности являются главными: основные психологические понятия

Каждый из нас стремится быть здоровым. И речь идет не только о физическом здоровье.

Наличие каких-то отклонений в развитии психики человека тоже является болезнью, которую необходимо обследовать и лечить.

Но как определить, что человек психически не здоров?

Именно о таких критериях определения мы расскажем далее в статье.

Что такое физическое и психологическое благополучие человека?

В целом, под здоровьем принято понимать такое состояние человеческого организма, когда все его органы и системы нормально функционируют. Это создает его общее физическое и психическое благополучие. Когда индивид здоров, он может жить нормальной жизнью и беспрепятственно действовать (учиться, работать, развиваться и т.п.).

Исходя из приведенных определений, можно сделать вывод, что здоровье в совокупности – это одновременное нормальное функционирование:

Что значит психическое здоровье личности?

Определение его не ограничивается лишь отсутствием каких-то патологий в теле человека.

Психическое здоровье – это такое состояние психики индивида, при котором он ощущает свое психологическое и социальное благополучие, может самостоятельно бороться со стрессами и реализует свои цели.

Человек со здоровой психикой является полноценным членом общества, который способен трудиться, наряду со всеми остальными, и добиваться поставленных целей.

Он может это все делать в силу того, что:

  • адекватно реагирует на происходящие с ним жизненные события, на свою реальность в целом;
  • способен к запоминанию, использованию внимания и мыслительному процессу.

Специалисты в области изучения психического состояния людей анализируют и формируют заболевания, которые уже официально утверждены на сегодняшний день. Тем не менее, категория здоровья нефизического не всегда является однозначной.

Тем не менее, существуют единые критерии психического здоровья, о которых будет подробно рассказано далее в статье.

Основные критерии

ВОЗ официально утвердила следующие критерии психического здоровья.

    Осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».

Другими словами человек должен понимать, что ему принадлежит его тело, и он может им управлять. То есть тело подчиняется разуму, но никак не наоборот.

Если же у человека наблюдается разделение разума и тела, либо, что еще более опасно для общества, тело не управляется его мыслями, это означает, что он психически не здоров.
Постоянство и идентичность переживаний в аналогичных друг другу ситуациях. Как правило, мы одинаково реагируем на похожие жизненные ситуации.

И наша реакция вполне логична. Например, на вежливость мы отвечаем тем же, а на грубость стараемся, либо успокоить собеседника, либо тоже грубим в ответ, отстаивая свою позицию.

А не наоборот: грубим в ответ на вежливость и любезничаем с грубиянами. В противном случае реакция будет считаться не адекватной происходящей ситуации, а это уже может указывать на некоторые психические отклонения.
Критичность по отношению к себе и своей психической деятельности, а также ее результатам. Говоря по-другому, это способность к самоанализу.

Когда человек совершает какое-либо, даже самое простое действие, он уверен в том результате, который он получит. Например, все мы знаем, что если солнце восходит, значит – это утро, а если заходит – вечер.

Мы ни на долю секунды не сомневаемся в этом общеизвестном факте, когда наблюдаем эти явления. Тем не менее, если человек, увидев рассвет, сомневается, какое время суток в данный момент (при этом нет какие-либо объективных причин, по которым он «потерялся во времени»), значит, в его психике имеются какие-то проблемы.

Способность к рефлексии таким индивидом, возможно, утрачена.
Соответствие реакций психики силе и частоте воздействия среды и социума на человека. Это когда индивид реагирует на жизненные обстоятельства по-иному, нежели социум, в котором он живет.

От такого несоответствия возможно развитие психических расстройств.

К примеру, в разговоре двух собеседников наблюдается такая картина, когда один из них спокойно возражает на какие-то замечания, а второй агрессивно набрасывается на него, крича и размахивая кулаками.
Способность самостоятельно управлять своим поведением согласно социальным нормам, правилам и законам.

Данный критерий по смыслу связан с предыдущим, потому что, если социальной нормой будет оскорбление друг друга и отсутствие уважения, тогда воспитанный гражданин будет считаться ненормальным, и он будет верить в это.

Читайте также:  Оздоровительные ванны в домашних условиях

Но пока в нашем обществе такие нормы и правила имеют вполне адекватный вид и основная масса людей ведет себя согласно им, к психически нездоровым членам социума будут относиться как раз те, кто всяческим ими пренебрегает.

  • Способность планировать свою деятельность на протяжении жизни и реализовывать эти планы. Когда у человека отсутствует способность к планированию, он не в состоянии управлять своей жизнью. Также, такие люди очень поддаются внушению, ими легко командовать.
  • Способность подстраивать свое поведение под конкретные жизненные обстоятельства и ситуации. Иными словами, если у индивида мать ассоциируется с плохим образом женщины, и он привык грубо с ней обращаться, то он будет использовать такой «шаблон» поведения по отношению ко всем остальным женщинам, с которыми общается.

    Невзирая на то, что это совершенно другие люди, не имеющие ничего общего с его матерью.

    Таким образом, определяющее значение при формировании психики человека играют:

    • доминирующие негативные черты собственного характера, которые были заложены в человека при рождении еще на генетическом уровне (от родителей);
    • дефекты в нравственной сфере, проявившиеся во время взросления;
    • неверный выбор ценностей в жизни, которые могли бы служить верным ориентиром в настоящем и будущем.

    Полезное видео

    Смотрите видео по теме:

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    7 критериев психического здоровья

    Всемирная организация здравоохранения определяет психическое здоровье как состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия и эффективного функционирования для человека и для сообщества.

    Итак, каковы же эти критерии психического здоровья.

    1. Осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».

    «Я Вася Пупкин, здоровый 55-летний мужик из Грибосолово».
    При полном отсутствии этого критерия возникают деперсонализация и дереализация, когда собственное тело или его части кажутся чуждыми, мир и себя видишь как будто со стороны.

    2. Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.

    «Когда я очень недоволен своей женой, я терплю, молчу и звоню тренеру по боксу». Другими словами, если ваше поведение в однотипных ситуациях предсказать невозможно – что-то не так с вашим психическим здоровьем.

    3. Критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам.

    «Я знаю, что я ипохондрик и по любому поводу мне легче пойти к врачу, чем заниматься самоуспокоением. Я не верю в психотерапию, хотя знаю, что физически здоров. Я готов платить за консультации и анализы, а эти люди в белых халатах с внимательными глазами – моя самая действенная психотерапия. И это цена моей ипохондрии».

    Этот критерий можно обозначить как способность к самонаблюдению и самоанализу, к рефлексии. Способность оценивать то, что он говорит и делает, и оценивать последствия этих слов и дел.
    И, наоборот: «Я не знаю, что на меня нашло, это неподвластно мне, наваждение! Я не отвечаю за себя!».

    4. Соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям.

    Вот тут есть некоторые трудности, связанные с разностью средовых и социальных воздействий. Иногда сама среда может быть психически нездоровой: в советское время в психиатрическую клинику определяли людей с не соответствующими власти взглядами.
    В целом, критерий можно объяснить так: если на ваш мягкий критический комментарий человек набросился на вас с воплем «убью, сволочь!», то адекватность его психической реакции на ваше «средовое» воздействие под большим вопросом.

    5. Способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами.

    Помните производственные зарядки на предприятиях в советские годы? Здесь та же ситуация, что и с предыдущим критерием. Нормой может стать что угодно. Если нормой станет «приносить на работу домашних питомцев», то тогда тот, кто отказывается вести в соответствии с этой нормой, будет считаться психически нездоровым.

    6. Способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы.

    Лобные доли мозга отвечают за умение планировать и действовать в соответствии с этими планами. Люди, не способные к планированию и реализации планов, очень внушаемы, ведомы, ими легко управлять, они не обладают собственной волей.

    7. Способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

    Хоть и последний в списке, но один из наиболее очевидных критерий психического здоровья. Умение быть адаптивным, обладание гибкостью мышления и поведения – важные функции здоровой психики человека.
    Поведение невротика отличается от здорового человека тем, что невротик в различных жизненных ситуациях использует одну и ту же заученную стратегию поведения. Например, ко всем женщинам относится так, как будто они его мать, и ведет себя соответственно.

    Что такое психическое здоровье, как его оценить и укрепить

    С сентября 2019 года в расписании британских школьников появится новый обязательный урок. Ученикам будут рассказывать о кибербезопасности, безопасных отношениях и заботе о психическом здоровье. Для тех, кто уже окончил школу, но хочет разобраться в этом вопросе, рассказываем: По каким критериям определяется психическое здоровье? Чем отличается от психологического? Как его укрепить и вообще – где проходит граница «нормальности»?

    Что такое психическое здоровье

    Психическое здоровье — это состояние психики человека, которое обеспечивает чувство психологического комфорта, способность осмысленно и целенаправленно действовать, оптимально выполнять социальные функции, адекватно относиться к общечеловеческим и культурным особенностям. Все это возможно при цельности и согласованности психических и физиологических функций организма. Рассматривать отдельно психику и отдельно физиологию некорректно. Потому что здоровье – комплексное понятие.

    Есть и более лаконичное определение: психическое здоровье – это все, что вписывается в понятие психической нормы. Здесь начинается главная интрига. Потому что грань между нормой и патологией не такая четкая, как хотелось бы. А вопрос о «нормальности/ненормальности» – одна из обсуждаемых и наиболее сложных тем в психологии, медицине, социологии, философии, педагогике, судебной экспертизе.

    По определению ВОЗ психическое здоровье – это не только отсутствие психических расстройств. Человек признается психически здоровым, если:

    • Умеет любить, выстроить доверительные и безопасные отношения с партнером.
    • Может критично оценивать свое поведение, поступки.
    • Способен продуктивно работать, творить, созидать.
    • Умеет играть словами, образами, использовать метафоры и сравнения.
    • Обладает здоровым чувством юмора, позитивно относится к действительности.
    • Длительное время находится в состояние полного душевного и физического благополучия.
    • Анализирует свои поступки, мысли.
    • Осознает свои экзистенциальные конфликты (конфликт одиночества, конечности жизни).
    • Управляет своим поведением в соответствии с социальными нормами и при смене жизненной ситуации.

    Психическое здоровье обеспечивает гармонию внутри общества. Разрушается психика людей – разрушается цивилизация. Поэтому это проблема одновременно личная и социальная.

    Чтобы обратить на нее внимание, ежегодно 10 октября отмечается Всемирный день психического здоровья. Мероприятия в этот день посвящены темам воспитания у граждан чувства толерантности к психически больным, рассказам о возможных причинах психопатологии, обсуждению профилактики суицидального поведения. На глобальном уровне проводятся конгрессы, международные конференции, мастер-классы, дискуссии с участием экспертов по психиатрии, психотерапии, педагогике.

    Критерии нормы

    Психическое здоровье человека – понятие не статическое, а динамическое. Поэтому норма определяется умением человека поддерживать баланс между разными аспектами жизни. Разные психологические концепции по-своему объясняют критерии нормы. Но общепринятыми считаются:

    • Познавательные способности.
    • Моральный облик.
    • Социально привлекательное адаптивное поведение.
    • Оптимизм.
    • Эмоциональность.
    • Сексуальность.

    Большинство критериев «нормальности» носят относительный и экспериментальный характер. Поэтому понятие «нормы» в общепринятом понимании психики пока не выведено. Но все не так плохо. В разных научных направлениях применяют свои подходы к разграничению патологии и нормы:

    • Статистический. Используется в случаях, когда параметры психики возможно вычислить с помощью определенной шкалы (IQ-тестирование).
    • Социологический (социальный). В качестве нормы используются общепринятые нормы, устои, традиции конкретного общества, закрепленные в нормативно-правовых актах (девиантное, асоциальное, криминальное поведение).
    • Клинический (медицинский). В качестве нормы используется отсутствие у человека симптомов патологии поведения, реакции, мышления (клинические тесты и опросники для определения астении, слабоумия, шизофрении).

    На практике есть несколько международных классификаций заболеваний, связанных с психическими отклонениями. В этих толстых книгах описаны все известные на сегодня психопатологии. Но бывают случаи, когда описанные симптомы говорят о явных отклонениях, но при этом не вписываются ни в один диагноз. И это еще один повод задуматься о переменчивых границах нормальности.

    Психологическое и психическое здоровье человека: в чем разница?

    Психическое и психологическое здоровье – разные вещи. Психологическое здоровье – это состояние, когда психическое благополучие сочетается с личностным. Оно не просто охватывает разные сферы жизни (эмоциональную, познавательную, мотивационную, волевую), но привносит в них гармонию. Сила психологического здоровья в том, чтобы видеть действительность такой, какая она есть и «правильно» на эту действительность реагировать.

    Мы постарались ответить на вопрос: какими качествами наделен психологически здоровый человек:

    1. Он самодостаточен. У него развито ощущение собственного «Я», которое помогает не зависеть от чужого мнения, не поддаваться манипуляциям и контролю со стороны.
    2. Имеет здоровую самооценку. Это не нарциссизм, не патологическая неуверенность. Это способность реалистично оценивать свои силы, принимать свои сильные и слабые стороны.
    3. Понимает ответственность за свою жизнь. Он знает, что пассивное ожидание ничего не изменит. Поэтому в сложных ситуациях анализирует все возможные варианты действий и принимает решение. Свои ошибки воспринимает не как катастрофу, в как опыт.
    4. Живет настоящим. Он видит реальность без искажений, руководствуется здравым смыслом, логикой, разумом.
    5. Адаптируется к сложным жизненным ситуациям. Он не боится неожиданных поворотов в жизни, поскольку уверен в своих силах. В неприятной или непредвиденной ситуации он сохраняет хладнокровие и быстро адаптируется к переменам.
    6. Уважает все точки зрения. Он видит не только белое или черное, но замечает другие оттенки. После спора он способен сказать оппоненту «мы оба были неправы», а в сложной ситуации подумать «это ужасно и поучительно одновременно».
    7. Контролирует свои эмоции во время общения. Чтобы общаться с оппонентом уважительно он может обуздать свой гнев, недовольство, раздражение, злость.
    8. Хорошо знает самого себя. Он понимает причину своих реакций, умеет проанализировать поступки, сделать выводы из ошибок, знает свои таланты, осознает душевные травмы.
    9. Комфортно чувствует себя в одиночестве. Он не цепляется за токсичные отношения с партнером, который подавляет или разрушает его самооценку. Он может пойти в кино или в кафе один, просто чтобы подумать.
    10. Сопереживает. Психологически сильный человек понимает себя и умеет понимать других. Эмпатия не вынуждает его соглашаться со всеми, зато помогает беспристрастно оценить поступки людей.
    11. Готов рисковать. Он знает, что выход из зоны комфорта требует смелости. Поэтому реалистично оценивает свои силы, чтобы пойти на осознанный риск.
    12. Никому ничего не доказывает. Каждый живет в своей психической реальности, которая создается из его опыта. Он знает, что не может понравиться всем, и не обязан симпатизировать каждому.
    13. Любит родных безусловной любовью. Его любовь не зависит от обстоятельств, достоинств и недостатков, успехов или провалов его родных.
    14. Общается. Он ценит живое общение, поэтому не подменяет его на электронную переписку.
    15. Уважает ЗОЖ. Спорт, правильное питание, активный отдых – его образ жизни организован с учетом личных особенностей, поэтому его можно назвать тонизирующим.
    Читайте также:  Чакры человека. их значение и влияние на здоровье

    Эту самопроверку нельзя принимать за точную диагностику. Но чем больше пунктов вызывает сомнения, тем больше поводов будет задуматься о здоровье психики.

    Как укрепить психическое здоровье

    Подготовили несколько советов для случаев, когда с «психикой что-то не так». Они не заменят специалиста. Но помогут усилить душевное здоровье, столь необходимое сегодня.

    Сесть на цифровую диету

    Ученые призывают отказаться от гаджетов, чтобы «вернуть контроль над своей жизнью». Они уверены, что отказ от соцсетей улучшит сон, отношения в реальном мире и общее состояние здоровья. А это напрямую скажется на состоянии психики. Тем, кто не способен совсем отказаться от мобильных телефонов, советуют, по крайней мере, поменьше сидеть в соцсетях.

    Завести кошку или собаку

    Каждый любитель домашних животных, скажет, что общение с ними помогает лучше расслабляющего массажа или сеанса психотерапии. Это не самоовнушение, а научно доказанные факты. Домашние питомцы помогают людям, страдающим от психических расстройств. Более того, врачи рекомендуют включить домашних животных в официальный план лечения ментальных заболеваний. И действительно, домашние питомцы сглаживают приступы тревожности, понижает давление, улучшают качество сна. Но главное – они вынуждают хозяев больше двигаться. А ведь движение – один из основных пунктов душевного благополучия.

    Разглядывать себя в зеркале

    Колумбийские медики провели эксперимент, показавший, что люди без привычки смотреться в зеркало теряют навыки коммуникации. Особенно это заметно у людей преклонного возраста. Зато привычка разглядывать себя в зеркале не только улучшает общительность, но помогает налаживать новые контакты. Оказалось, что зеркало как бы имитирует контакт, позволяет рассмотреть себя со стороны. Таким образом, помогает контролировать свою мимику, эмоции, повышает уверенность в себе.

    Поиграть

    Фильмы, книги, музыка помогают расслабиться, отвлекают от проблем. Но игра не просто увлекает, она помогает войти в состояние потока – полной концентрации на своих действиях. Состояние потока считается сверхпозитивным, возможно наиболее продуктивным. В состоянии потока мозг полностью переключается на текущую задачу, мотивация вырастает, беспокоящие мысли и эмоции перестают докучать. Достичь его можно разными способами, но захватывающее интерактивное задание помогает лучше сосредоточиться на своей цели, чем пассивное ничегонеделание.

    Думать о хорошем

    Американский поэт и философ Эмерсон говорил, что ментальное благополучие измеряется способностью видеть хорошее. Но не каждый наделен такими способностями. Тем не менее, привычку замечать позитивные моменты жизни можно развить. Для этого не нужно брать отпуск, устраивать грандиозное торжество или дожидаться подходящего момента. Достаточно ежедневно выполнять несколько пунктов из следующего плана:

    • Начинать день с позитива, а не с просмотра гаджетов.
    • Гулять пешком.
    • Освоить технику письма (личный дневник, писать письма благодарности).
    • Раскрашивать картинки яркими карандашами.
    • Танцевать, пока делаете домашнюю работу.
    • Поэкспериментировать с новыми рецептами.
    • Съесть пару кусочков горького шоколада.

    Важно выбрать свои варианты практик и тренироваться до появления результата. Постепенно привычка относиться к жизни оптимистично станет автоматической.

    Несколько лет назад Герцогиня Кембриджская Кейт Миддлтон запустила подкаст, главной темой которого станет психическое здоровье. Это еще один показатель того, что душевное благополучие – проблема общечеловеческая. И лучшее, что можно сделать для себя лично и своих близких – разобраться в ней. Это того стоит.

    Психическая болезнь и психическое здоровье

    Психическое здоровье – одна из составляющих общего здоровья Критериями психического здоровья (по Всемирной Организации Здравоохранения) являются:

    • · осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;
    • · чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;
    • · критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам;
    • · соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;
    • · способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами. Правилами. Законами;
    • · способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать это;
    • · способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

    Степени психического здоровья представлены в таблице 1.

    Таблица 1. Степени психического здоровья

    (по С.Б. Семичову, 1979).

    Гипотетическое психическое состояние, все составляющие которого соответствуют некоторым теоретическим нормам; гармонично интегрированы, создают условия для полной психосоциальной адаптации и психического комфорта в реальной природной и социальной действительности. Это состояние соответствует нулевой вероятности психической болезни или психической нестабильности.

    Показатель, который является производным усредненных психологических характеристик конкретно избранной и изученной по ряду свойств популяции.

    Соотнесение определенных, довольно специфических типов психического состояния здоровых с тем или иным типом конституции (например, по Э. Кречмеру: эпилептоидный (атлетоидный), циклоидный (пикнический), шизоидный (астенический)).

    Особая выраженность, заостренность непропорциональность некоторых черт характера всему складу личности. В определенной степени сужает границы социальной адаптации; предопределяет ситуационную уязвимость личности к возникновению психических расстройств (преимущественно психогенных).

    Появление первых, разрозненных, эпизодических, синдромально незавершенных признаков психической патологии, дисфункции, являющихся причиной и условием нерезких нарушений социальной адаптированности.

    В настоящее время понятие «психическая болезнь» в Международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ – 10) заменено термином «психическое расстройство», который понимается как болезненное состояние с психопатологическими или поведенческими проявлениями, связанное с нарушением функционирования организма в результате воздействия биологических, социальных, психологических, генетических или химических факторов. Оно определяется степенью отклонения от взятого за основу понятия психического здоровья.

    Таким образом, психическую болезнь, расстройство или аномалию можно рассматривать как сужение, исчезновение или извращение критериев психического расстройства.

    Этиология и патогенез психических заболеваний.

    Этиология отвечает на вопрос, почему возникает болезнь, какова ее причина, патогенез – на вопрос, как развивается болезненный процесс, в чем его сущность.

    Все разнообразные этиологические факторы психических заболеваний можно разделить на две группы: экзогенные факторы, или факторы внешней среды, и эндогенные — факторы внутренней среды.

    Подобное деление этиологических факторов на экзогенные и эндогенные является в некоторой степени условным, так как при определенных условиях те или иные экзогенные факторы могут трансформироваться в эндогенные.

    Между внешними экзогенно-социальными и внутренними эндогенно-биологическими факторами существует тесное взаимодействие. Так, социальный фактор в одном случае может быть непосредственной причиной психического заболевания, в другом — предрасполагающим моментом.

    Таким образом, развитие психических заболеваний обусловлено сочетанным действием множества факторов.

    К экзогенным факторам относятся различные инфекционные заболевания, механические травмы мозга, интоксикации, неблагоприятные гигиенические условия, психические травмы, сложная жизненная ситуация, истощение и др. Признавая, что болезнь в большинстве случаев развивается в результате вредных воздействий экзогенных факторов, следует в то же время учитывать реактивность, сопротивляемость и приспособительную реакцию организма. Причем человек не только сам приспосабливается к условиям внешней среды, но и изменяет и приспосабливает среду в соответствии со своими потребностями.

    К эндогенным факторам, обусловливающим развитие того или иного психического расстройства, относятся некоторые заболевания внутренних органов (соматические), аутоинтоксикации, типологические особенности психической деятельности, нарушения обмена веществ, функции эндокринных желез, патологическая наследственность и наследственная предрасположенность или отягощенность. Одни авторы относят эти факторы к экзогенным, другие — к промежуточным. По-видимому, их все же следует относить к эндогенным факторам, ибо по отношению к организму в целом они являются внутренними факторами.

    Следует отметить, что конкретная этиология известна лишь у небольшого числа нозологически самостоятельных психических расстройств и болезней: прогрессивный паралич, сифилис мозга, СПИД, классический вариант травматической болезни мозга, фенилпировиноградная олигофрения, алкоголизм, наркомания и некоторые другие.

    Патогенез – это механизм развития патологического процесса. Патологический процесс может начинаться на разных уровнях организма: психическом, физиологическом, иммунологическом и метаболическом, структурном, генетическом. Так, если патологический процесс начинается на генетическом уровне (наследственные и эндогенные болезни), в него вовлекаются все вышележащие уровни функционирования, что проявляется специфическими признаками. В тех случаях, когда повреждающий фактор первично поражает морфологический уровень (травма, инфекция и пр.), патогенетическая цепь запускается на структурном уровне; при ряде интоксикаций и некоторых инфекционных поражениях – на метаболическом и иммунологическом уровнях; при психогениях – на физиологическом уровне. Каждый род заболеваний имеет свойственные именно ему закономерности развертывания во времени биологических механизмов. Внешним выражением такой закономерности является сменяемость психопатологических особенностей. Это проявляется не только определенным набором признаков, но и порядком их возникновения и трансформации, что создает стереотип развития патологических признаков на каждом уровне функционирования организма.

    Патоморфология изучает морфологические изменения, происходящие в органах, тканях и клетках организма в результате болезни. Некоторые психические заболевания, особенно различные варианты олигофрении и деменции, характеризуются наличием выраженных патоморфологических изменений в ткани головного мозга.

    Для соотнесения конкретной клинической картины психического расстройства с определенными клиническими формами в психиатрической семиологии целесообразно выделение рода, вида и типа заболевания, которые представлены на схемах 1-3.

    Род психического заболевания

    (по А.О. Бухановскому, Ю.А. Кутявину, М.Е. Литваку, 1998)

    Определяется этиологической принадлежностью

    эндогенные (патогенез обусловлен внутренними механизмами, обусловленными генетически)

    экзогенные (патогенез обусловлен внешними механизмами, при взаимодействии с организмом вызывает повреждения, формирующие патогенез и клинику болезни)

    психогенные (этиологическим фактором выступает микросоциальный конфликт)

    соматогенные (причиной психического расстройства является первично нецеребральное соматическое страдание)

    Вид психического заболевания

    (по А.О. Бухановскому, Ю.А. Кутявину, М.Е. Литваку, 1998)

    Отдельная нозологическая форма в пределах того или иного заболевания

    шизофрения, маниакально-депрессивный психоз

    травматическая болезнь мозга, энцефалит

    неврозы, реактивные психозы

    деменции при сосудистых нарушениях; психические расстройства при эндокринопатиях

    Тип психического заболевания

    (по А.О. Бухановскому, Ю.А. Кутявину, М.Е. Литваку, 1998)

    Разновидность конкретной нозологической формы, выделяемая по форме течения болезни или особенностям структуры ее ведущего синдрома

    Характеристика типов течения психических заболеваний представлена в таблице 2.

    Таблица 2. Типы течения психических заболеваний

    (по А.О. Бухановскому, Ю.А. Кутявину, М.Е. Литваку, 1998)

    Регредиентное течение – наблюдается обратное развитие симптоматики заболевания, регресс, упрощение, облегчение (острые психогенные расстройства)

    Читайте также:  Признаки дефицита витамина B12 и способы его устранения

    Фазное течение – в «длиннике» заболевания сочетаются фазы и интермиссии. Фаза – приступ психического заболевания, структура которого исчерпывается обратимыми полярными аффективными симптомами. Интермиссия – возникает после выхода больного из фазы, возврат в состояние психического здоровья.

    Стационарное течение – стойкость психопатологической симптоматики, фактически не имеющей динамических тенденций (олигофрении)

    Рецидивирующее течение – на фоне резидуальной (остаточной симптоматики) возникает обострение, которое характеризуется усилением ведущих симптомов и присоединением дополнительных и факультативных (рецидивирующий алкогольный слуховой галлюциноз).

    Прогредиентное течение – клиническая картина носит характер неуклонного усложнения продуктивных и утяжеления негативных расстройств (шизофрения, эпилепсия, пресенильные и сенильные деменции, многие наследственные энзимопатии).

    Рекуррентное течение – сочетание фаз или шубов. Шубы – обратимые приступы со сложной полиморфной психопатологической симптоматикой, качественно отличающиеся от ремиссий. Ремиссия – межприступное состояние с временной остановкой или снижением активности заболевания при наличии неполного восстановления психического здоровья (шизоаффективные психозы).

    Приступообразно-прогредиентное течение – сочетание признаков прогредиентного течения (в ремиссиях) с рекуррентным (в приступах – шубообразная шизофрения).

    Этапы развития психического заболевания

    Психическое заболевание имеет определенные этапы развития: дебют, инициальный период, развернутая клиническая картина, период стабилизации, исход. Каждый из этапов развития имеет определенные особенности, которые представлены на схеме 4.

    Схема 4. Этапы развития психического заболевания

    (по А.О. Бухановскому, Ю.А. Кутявину, М.Е. Литваку, 1998)

    Проявление первых признаков психического заболевания

    Наличие неспецифических расстройств

    Развернутая клиническая картина

    Наличие характерных симптомов и синдромов психического заболевания

    Прекращение трансформации клинической картины заболевания

    Неполное выздоровление с резидуальной симптоматикой

    Классификация психических и поведенческих расстройств

    В настоящее время принята классификация психических и поведенческих расстройств по МКБ – 10

    Классификация психических и поведенческих расстройств

    (перечень диагностических рубрик)

    F 0 Органические, включая симптоматические, психические расстройства

    F 1 Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ

    F 2 Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства

    F 3 Аффективные расстройства настроения

    F 4 Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства

    F 5 Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами

    F 6 Расстройства зрелой личности и поведения взрослых

    F 7 Умственная отсталость

    F 8 Нарушения психического развития

    F 9 Поведенческие и эмоциональные расстройства

    F 99 Неуточненные психические расстройства

    Болезнь и патологическое состояние.

    Болезнь как процесс, течение заболевания следует отличать от патологического состояния. Гипотезу об устойчивом психическом состоянии при различных заболеваниях мозга выдвинула Н.П. Бехтерева (1978). Она в определенной степени находит свое отражение в концепции А.В. Снежневского (1972) о стойких патологических состояниях, возникающих вследствие патологических процессов или пороков развития. Адаптация организма к изменившимся в результате болезни «внутренним условиям» происходит не только путем «восполнения» пораженных систем мозга его «здоровыми резервами», но и за счет формирования нового гомеостаза, нового устойчивого патологического состояния. Последнее формируется путем функциональной перестройки многих систем мозга, как пораженных болезнью, так и здоровых. Если патологический процесс прогрессирует, то функциональные системы вначале претерпевают количественные изменения, а, затем, пройдя фазу дестабилизации, – качественные, вызывающие поражение новых структур мозга и истощение компенсаторно-гиперактивных систем. Так возникает новое (вторичное) устойчивое патологическое состояние.

    Исследование психически больных

    В психиатрической практике ведущее место занимают клинические и параклинические методы исследования.

    Схема 5. Клинические и параклинические методы исследования

    Расспрос (беседа) больного, анализ анамнестических данных, субъективных (полученных у больного) и объективных (со слов близких родственников, товарищей по работе) сведений, клиническое обследование соматического состояния больного и наблюдение за его поведением.

    Психологическое исследование больного (исследование восприятия и ощущений, внимания, памяти, мышления, интеллекта, личности); нейрофизиологические методы: электроэнцефалография (ЭЭГ), реоэнцефалография (РЭГ); методы нейровизуализации: компьютерная томография (КТ), магнитно-резонансная томография (МРТ), позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ); лабораторные исследования.

    Критерии психического здоровья. Психическая норма

    2. Критерии психического здоровья. Психическая норма

    Проблема определения понятий «болезнь–здоровье», «норма–патология», судя по истории вопроса, относится к вечным проблемам. Многовековое стремление раскрыть содержательную сущность здоровья и дать количественную оценку этой сложной социальной категории пока что не имели успеха. В мировой научной литературе насчитывается около 80 определений понятия «здоровье» как сущностного качества человека. Однако ни одно из них не стало общепринятым прежде всего потому, что не нашло конкретной реализации в практике.

    Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) сформулировала критерии психического здоровья:

    – У человека должно быть осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».

    – Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.

    – Критичность к себе и своей собственной психической деятельности и к её результатам.

    – Соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий социальным обстоятельствам и ситуациям.

    – Способность к самоуправлению в соответствии с социальными нормами, правилами и законами.

    – Способность планировать и реализовывать собственную жизнь.

    – Способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

    У этих критериев нет иерархии и нет их точного количества. Их границы вычерчиваются интуитивно.

    Продолжая разрабатывать проблему «психической нормы», ВОЗ описывает уровни психического здоровья:

    Эталонное здоровье (идеальное) – полная адаптация индивида, гармоническое развитие, позитивно представлены все критерии психического здоровья, не просматривается вероятность психических расстройств.

    Среднестатистический уровень – состояние показателей психики соответствует популяционным с учетом пола, возраста, социального положения, социокультурных условий и прочего. На этом уровне есть вероятность расстройств поведения и психики (кризисы индивидуального развития).

    Конституциональный уровень – связан с типологиями устройства психики и тела. На этом уровне существует группа риска по причине телосложения.

    Уровень акцентуаций – заострение личностных черт характера. В результате этого человек делается уязвимым.

    Предболезнь – наличие отдельных симптомов психического расстройства.

    С вероятностью в 92% такие симптомы, как головная боль, расстройства сна, утомляемость, раздражительность, вспыльчивость, эмоциональная лабильность, тревожность, могут перейти в болезнь.

    Братусь выделяет 3 уровня психического здоровья:

    – высший или индивидуально-исполнительный, т.е. уровень реализации деятельности;

    – психофизиологический уровень (особенности нервных процессов).

    Включённость человека в «ансамбль общественных отношений в соподчинённости и иерархии его составляющих» и движение человека к самоосуществлению в этой включённости – критерий нормы (по Б.С. Братусю). В этом подходе доминирует социально-психологический спектр параметров нормы.

    3. Нормоцентристский и нозологический подходы в психологии акцентуаций личности

    Существуют два подхода к оценке нормальной и измененной психики – нозоцентрический (нозос – болезнь) и нормоцентрический. Особую важность это приобретает при оценке особенностей пограничных состояний, занимающих промежуточное положение между устойчивой нормой и ярко проявившейся психической болезнью.

    Нозоцентрический подход, естественно и органично присущ специалистам по аномальным и болезненным изменениям психической деятельности – психиатрам. Он подразумевает оценку поведения, поступков, деятельности человека с позиций поиска и обнаружения отклонений от нормы, выявления симптомов болезни. Необходимой предпосылкой при этом является знание этих симптомов, закономерностей их проявления и развития с целью наиболее ранней диагностики патологии и ее коррекции. Степень выраженности патологических изменений при этом может быть отражена показателями от нуля (при «идеальной норме») до крайне тяжелых расстройств, свойственных психической болезни. При этом имеется в виду необходимость оценки изменений психики (симптомов болезни) в динамке, в развитии, с учетом их актуальной и потенциальной значимости. Легитимность нозоцентрический подход получил с признанием идеи Э. Крепелина о выделении из массы психических расстройств отдельных психических заболеваний на основании триады признаков: клиники, течения и исхода. Именно эта идея и определила главные направления научных исследований: уточнение границ между заболеваниями, т.е. поиск дифференциально-диагностических критериев, и попытки найти этиологию психозов. Хотя исследования в этих направлениях не увенчались успехом до настоящего времени, нозологическая парадигма актуализировала проблему поиска границ не только между нозологическими формами психических болезней, но и между ними и психическим здоровьем.

    Не достигнув успеха в попытках определения понятия болезни, психиатрия обращается к понятию здоровья. Нормоцентрический подход, который свойственен специалистам по «нормальной» психике – психологам, напротив, предполагает видение и оценку психической деятельности конкретного человека с позиции ее соответствия норме. Имеющиеся возможные отклонения от некоей «стреднестатистической нормы» расцениваются, прежде всего, как варианты нормы, проявления индивидуальных особенностей характера, личности, как уникальный результат взаимодействия индивидуальности и специфических особенностей ситуации (например, акцентуации характера).

    Проблема определения нормы и патологии – одна из центральных в клинической психологии. Чаще всего знакомство с отклонениями в развитии ограничивается медицинскими сторонами, тогда как область аномалий ставит перед психологами целый ряд вопросов, ответы на которые приходится искать уже за гранью самой психологической науки – в философии, этике, теологии, культурологии, праве, и др.

    Каждый психолог, занимаясь практической деятельностью, в той или иной мере сталкивался с проблемой определения нормы и отклонения от нее в поведении человека. Так что же считать нормой и как квалифицированно определить аномальное поведение?

    Под нормой в настоящее время понимают принятые в данном обществе на определенном этапе его развития правила и требования по отношению к различным параметрам проявлений психической активности человека. Данное понятие субъективно, оно зависит исключительно от тех критериев, которые приняты у представителей данной культуры в определенную историческую эпоху. То, что вчера считалось ненормальным, завтра, возможно, будет казаться нормальным, а то, что нам представляется неприемлемым, иногда очень хорошо вписывается в жизнь других народов. Например, гомосексуализм раньше считался болезнью, а теперь это норма; раньше страсть к азартным играм считалась здоровьем, теперь это болезнь.

    Необходимо также различать критерии, которыми пользуются другие люди, определяя поведение раздражающего или вызывающего у них недоумение человека как «ненормальное», от тех критериев, которыми при этом пользуется сам этот человек, характеризуя, например, свое состояние, когда он не способен преодолеть собственное расстройство или даже просто сообщить о нем.

    Таким образом, в настоящее время однозначных показателей аномального поведения и четких границ нормы не существует. Чаще всего это динамические параметры. Психически ненормальным (аномальным) считается поведение, которое идет вразрез с ценностями, привычками или мнениями большинства людей в обществе. Оно будет казаться тем неприемлемее, чем больше опасности представляет для самого человека или окружающих.

    Выдающийся отечественный исследователь пограничных состояний П.Б. Ганнушкин не раз подчеркивал относительность границ нормы: «В таком, с одной стороны, хрупком и тонком, а с другой – в таком сложном аппарате, каким является человеческая психика, можно у каждого найти те или иные, подчас довольно диффузные конституционально-психологические черты»; «гармонические натуры по большей части есть плод воображения».

    1. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., Мысль, 1988

    2. Ганнушкин П.Б. Избранные труды, М., Медицина, 1964

    3. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., изд-во МГУ, 1999

    4. Леонгард. Акцентуированные личности. М. 1981

    5. Психология / Под ред. А.А. Крылова. СПб, 1998

    6. Практикум по патопсихологии. М., изд-во МГУ, 1987

  • Ссылка на основную публикацию