Психологическое здоровье как компонент здоровой личности

Что такое психологическое здоровье?

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития человека. «Тело не болеет отдельно и независимо от души» (Сократ). Физическое здоровье и психологическое здоровье взаимосвязаны. Мысли и эмоциональные реакции влияют на физическое здоровье. Сильные эмоции (страх, гнев, горе) – особенно, если они вытесняются и подавляются – могут являться причиной психосоматических заболеваний. Физическое здоровье (правильное питание, физические упражнения, дыхание, сон) влияет на нашу духовную и эмоциональную жизнь.

Психологическое здоровье – состояние душевного благополучия (комфорта), адекватное отношение к окружающему миру, отсутствие болезненных психических явлений (фобий, неврозов).

Модель психологического здоровья.

Система из 5 компонентов:

1. Аксиологический (самоотношение) компонент предполагает осознание человеком своей ценности и уникальности, а также ценности и уникальности окружающих. Принятие человеком самого себя при достаточно полном знании себя, а также принятии других. Полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих людей.

2.Инструментальный компонент предполагает владение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими.

3. Потребностно – мотивационный компонент определяет наличие у человека потребности в саморазвитии, т.е. в самоизменении и личностном росте. Человек полностью принимает ответственность за свою жизнь.

4. Развивающий компонент предполагает наличие динамики в умственном, личностном, социальном, физическом развитии. Не создает предпосылок для возникновения психосоматических заболеваний. Человек находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей.

5. Социально – культурный компонент определяет возможность человека успешно действовать, развиваться в окружающих его социально- культурных условиях. Умение понимать и взаимодействовать с людьми.

Понятно, что представленный образ «психологического здоровья» можно рассматривать как эталон, но дети в большинстве своем имеют те или иные отклонения.

Критерии психологического здоровья.

ü позитивное самоощущение (позитивный эмоциональный фон настроения)

ü высокий уровень развития рефлексии

ü успешное прохождение возрастных кризисов

ü адаптированность к социуму (умение приспосабливаться к изменяющимся условиям)

Психологически здоровый человек: не испытывает страхов, когда на этого нет реальных оснований; не боится брать ответственность за свои поступки; предпочитает мыслить самостоятельно.

Факторы нарушения психологического здоровья

Условно все факторы можно разбить на 2 группы:

1. Внешние (средовые) – различные негативные воздействия и негативные отношения человека с окружающими людьми. Нарушение отношений в семье, в школе, на работе и т.д. Негативные отношения у детей с родителями могут привести не только к отставанию в развитии, но и формированию у него различных эмоциональных нарушений.

2. Внутренние – влияние нарушенной части психики на здоровую часть. Так, например, эмоциональное нарушение влияет на познавательную сферу личности, снижает способности к общению. Нарушение эмоциональной сферы мешают свободному взаимодействию личности с окружающим миром, приводят к отклонениям в личностном развитии, вызывают появление соматических расстройств.

Среди нарушений эмоционального развития в детском и подростковом возрасте первое место занимают тревожность, страхи, агрессивность, замкнутость.

Основная функция психологического здоровья – поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой в ситуациях, требующих мобилизации ресурсов личности. Ключевое слово для описания психологического здоровья является слово «гармония» или по-другому «баланс». Прежде всего, это гармония между различными аспектами самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими. Кроме того, это и гармония между человеком и окружающими людьми.

В чем же секрет гармонии внутреннего состояния и внешних успехов? Секрет в том, что есть равность достижений в 3-х важных жизненных сферах: РАБОТА, СЕМЬЯ, ЛИЧНОСТЬ. В какой из сфер вы находитесь чаще? Возможно, для вас актуальна сейчас СЕМЬЯ, и ваши мысли больше заняты семейными заботами. Или для вас важна РАБОТА и большую часть времени проводите на работе. И есть еще небольшая группа людей, которая занимается своей ЛИЧНОСТЬЮ (хобби, общение с друзьями, формирование новых умений, например, изучение иностранного языка или совершенствование во владении компьютером).

В идеале это баланс равных достижений в 3-х сферах. Сфера, которая непроработана (обделена вниманием) составляет проблемное пространство вашей личности. Каждая из 3-х сфер отвечает за различные, но одинаковой важности вопросы в нашей жизни, при обделенности сферы, эти вопросы также остаются без внимания. Например, отсутствие внимания к сфере ЛИЧНОСТЬ приводит к тому, что страдают вопросы отдыха/хобби, которые и отвечают за освобождение от негативных эмоций. В результате возникает синдром хронической усталости.

Субъектность личности как компонент психологического здоровья

Дата публикации: 29.12.2016 2016-12-29

Статья просмотрена: 452 раза

Библиографическое описание:

Серёгина М. Ю. Субъектность личности как компонент психологического здоровья // Молодой ученый. — 2016. — №30. — С. 364-366. — URL https://moluch.ru/archive/134/37565/ (дата обращения: 22.01.2020).

Актуальность исследования феномена психологического здоровья обусловлена большим количеством стрессовых ситуаций в профессиональной и личной жизни каждого человека. Многие люди не удовлетворены своей профессией, своими взаимоотношениями с окружающими, жизнью в целом, что приводит к ухудшению психологического здоровья, а в некоторых случаях — соматического здоровья. Такой вектор развития общества является негативным, поэтому необходимо искать пути решения проблемы сохранения психологического здоровья личности.

На протяжении долгих лет психологическое здоровье личности рассматривалось только в рамках медицинских наук, таких как психиатрия и неврология. Психологическое здоровье считалось «бесплатным приложением» к соматическому здоровью, которому уделялось основное внимание. Началом другого подхода к пониманию психологического здоровья стали теории З. Фрейда, который рассматривал многие психические нарушения как следствие конфликтов, происходящих внутри личности, влияющих на жизнь и благосостояние и здоровых людей в том числе. Он считал, что все негативные эмоциональные состояния (депрессия, тревожность и др.) являются субъективной стороной этих конфликтов, возникающих при нестыковке целей, которые ставит перед собой человек, и средств их достижения. Следствием этого в последние десятилетия психологическое здоровье личности стало предметом исследования различных наук о человеке и обществе, и, прежде всего, психологии.

Психологически здоровая личность представляет собой самоактуализирующегося человека [5, с. 356], адекватно воспринимающего реальность, умеющего принимать самого себя и других людей, адекватно оценивать окружающую действительность. Для такой личности характерны спонтанность, естественность, рефлексивность, умение находиться в одиночестве, при этом чувствуя себя комфортно. Также, психологически здоровая личность независима от окружения, она способна интересоваться новым, находить неординарное решение жизненных задач. Такая личность отличается философским чувством юмора, креативностью, получает удовольствие от своей деятельности и находится в гармонии с собой и окружающим миром.

Мы согласны с определением А. В. Шувалова, который понимает психологическое здоровье как состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни [8, с. 89].

В целом анализ литературы позволяет выделить ряд существенных признаков, используемых современными психологами при описании психологического здоровья личности:

  1. Осознанность и осмысленность человеком самого себя, мира в целом, своего взаимодействия с миром.
  2. Полнота «включенности», переживания и проживания настоящего, пребывание в процессе.
  3. Способность к совершенствованию наилучших выборов в конкретной ситуации и в жизни в целом.
  4. Способность не только выражать себя, слушать другого человека, но и участвовать в сотворчестве с другим человеком.
  5. Глубинная событийность как способность человека пребывать в полноценном, способствующем совершенствованию участников контакте, подлинном диалоге и организовывать его.
  6. Чувство свободы, жизни «в соответствии с самим собой» как состояние осознавания и следования своим главным интересам и наилучшему выбору в ситуации.
  7. Ощущение собственной дееспособности «Я могу».
  8. Социальный интерес или социальное чувство (в терминологии А. Адлера), то есть заинтересованный учет интересов, мнений, потребностей и чувств других людей, постоянное внимание к тому, что рядом — живые люди.
  9. Состояние устойчивости, стабильности, определенности в жизни и оптимистический, жизнерадостный настрой как интегральное следствие всех перечисленных выше качеств и свойств психологически здоровой личности, Это состояние не стоит путать с состоянием ригидности, «зашоренности» стереотипами и шаблонами. Наоборот, это состояние гибкого, но устойчивого баланса в динамичном, со значительной степенью неопределенности, жизненном мире [5, с. 440].

Подводя итоги вышесказанного можно говорить о том, чтопсихологически здоровая личность стремится к саморазвитию, свободе, состоянию счастья. Такая личность отличается вовлечённостью в процесс жизни, стабильностью, творческим потенциалом.

Нарушенияпсихологическогоздоровья необязательнопринимаютвиддушевногостраданияили деструктивного поведения, проявляющегосяв социальнойдезадаптированностиилиасоциальныхдействиях. Напротив, людимогутуспешноприспосабливатьсяк различнымситуациям, производитьблагоприятноевпечатление, преуспеватьи избегатьповодовдлявнутреннегодискомфорта. Психологическоездоровье, в своюочередь, неисключаеттревогии растерянности, сомненийи заблуждений, конфликтови кризисов. Состояниепсихологическогоздоровьяимеетопределенную парадоксальность, т. е.здоровьеи нездоровьесоприсутствуютв видепротивоборствующихсубъективныхтенденцийи смысловыхсодержаний, каждоеизкоторыхможетпреобладатьв отдельныемоментыжизни [8, с. 89].

Наиболееосновательнопредставленияо психологическомздоровьезакрепилисьсредиспециалистовобразования. Длясистемыобразованияпроблемапсихологическогоздоровьясводитсяк вопросуо том, «что и ктообразуетсяв развитии?», и это воспринимается как значимость его результатов и новообразований, каксубъективныйнастройи духовныйобликстановящегосячеловека. Поэтомупсихологическоездоровьев первуюочередьявляетсянедиагностическим, а контекстнымпонятием, фокусирующимпедагогови специалистовнапрофессиональнойсверхзадаче. В образовании — этоприоритетразвитияребенкакакчеловека: помочьвстатьначеловеческийпутьразвитияи устоятьнанем. И речьздесьнеидеттолькообусвоениизнаний, уменийи навыков, о развитииегоиндивидуальности [5, с. 445].

Чтобыобеспечивать личности человеческиеусловияразвития для поддержания психологического здоровья, необходима определенная система, с помощью которой это могло бы реализоваться. Мы предлагаем развивать в личности субъектность.

Под субъектностью в современной психологии понимается свойство человека превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования; специфичность субъектного ‒ авторская постановка и решение задач, определение приоритетных действий и поступков, личностное определение отношения к решаемым задачам, самоопределение своей позиции по отношению к миру, людям и самому себе; есть особые личностные качества, связанные с активно-преобразующими свойствами и способностями (активность, инициативность, самостоятельность, ответственность, способность к рефлексии, интернальность, креативность, коммуникативность в ракурсе принятия и понимания другого, целостность и др.); высокий уровень функционального развития [1, с. 59].

Понимание субъекта в психологии связывается с наделением человеческого индивида качествами быть активным, самостоятельным, способным, умелым в осуществлении специфически человеческих форм жизнедеятельности, прежде всего предметно-практической деятельности. Наиболее употребительным в психологии является выражение «субъект деятельности». В таком контексте использовал категорию «субъект» Б. Г. Ананьев [2, с. 142]. Он отмечал, что «человек — субъект прежде всего основных социальных деятельностей — труда, общения, познания». Стать субъектом определенной деятельности (учебной, трудовой и т. д.) значит освоить эту деятельность, овладеть ею, быть способным к ее осуществлению и творческому преобразованию.

Вместе с тем понятие субъекта в психологии рассматривается в более широком контексте — как творец собственной жизни, как распорядитель душевных и телесных способностей. Человек как субъект способен превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, относиться к самому себе, оценивать способы деятельности, контролировать ее ход и результаты, изменять ее приемы.

Мы понимаем субъектность как свойство личности к преобразованию (внешний вектор-творчество) и самодетерминации, самообусловливанию (внутренний вектор-смыслообразование), в основе которого лежит отношение к себе как к деятелю. Выше сказанное позволяет утверждать, что субъект как социокультурное явление выходит за пределы социальной личности. Логично также заключить, что именно в этом порыве выхода за пределы заданного — главное назначение субъектности как личностного свойства. В этом ключе субъектность личности становится механизмом личностного саморазвития, выхода за собственные пределы, полигоном человеческих возможностей.

Достижение человеком уровня субъектности предполагает овладение им совокупностью родовых психологических способностей: мышления, сознания, желаний, воли, чувств и т. д.

Понятие субъектности потенциально включает в себя всю совокупность проявлений человеческой психологии и представляет собой особого рода целостность. Отсылаясь к словам А. В. Брушлинского [4, с. 270], следует упомянуть, что: «Человек как субъект это высшая системная целостность всех его сложнейших и противоречивых качеств, в первую очередь психических процессов, состояний и свойств, его сознания и бессознательного».

Читайте также:  Какие признаки проблем со здоровьем чаще всего написаны на лице

Субъект как целостность формируется в ходе исторического и индивидуального развития. Чтобы человек встал в отношение к своей жизнедеятельности, она должна быть ему дана как несовпадающая с ним; должен случиться выход за пределы непосредственного, натурального течения жизни. Однако собственно органических, врожденных органов «выхода» у человека нет. Имеющиеся же телесные способности позволяют человеку лишь сливаться, совпадать со своей жизнедеятельностью.

Особую область исследования составляет поиск субъектных свойств личности. В отношении их определения в науке не сложилось однозначного представления. Субъектными свойствами человека, как считает К. А. Абульханова-Славская [1, с. 83], являются активность, способности к развитию и интеграции, самодетерминации, саморегуляции, самодвижению и самосовершенствованию. Исследователи включают в структуру субъектности такие ее атрибутивные характеристики как активность, рефлексия, свобода выбора, уникальность, принятие другого, саморазвитие, осознанность, активность, автономность.

К. А. Абульханова-Славская [1], А. К. Осницкий [7] рассматривают активность личности как центральный компонент субъектности. Активность выступает ядром, основой структурной организации субъекта.

Субъектная позиция и устремления опираются на достижения, способности выразить себя. Характерно на данном отрезке жизни стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму, испытанию себя. Сопротивление обстоятельствам, стремление к волевым усилиям побуждает активность, направленную на построение образа себя в мире, что наиболее реализуемо в деятельности, так как он не только осуществляет ее, но и планирует, организует, а также управляет ею. Причем изменения, происходящие во внешнем мире, являются предпосылкой и условием для самоизменения (становления) самого человека. Непосредственно деятельность позволяет выявить его субъектную составляющую, что непосредственно связано со становлением его субъектной позиции. Как мы уже отмечали, деятельность представляет собой форму связи субъекта с миром, включает в себя два взаимодополняющих процесса: активное преобразование мира субъектом и изменение самого субъекта за счет «впитывания» в себя все более широкой части предметного мира. Подросток, открывая пространственно-временные ценности культуры, обнаруживает широту культурного пространства, за счет соизмерения ценностных смыслов при глубоком осмыслении и осознании им.

Итак, основу понятия «субъектность» составляют следующие характеристики: активность; диспозиционность, проявляющаяся в отношении «к жизни как к личной проблеме», в «отношении человека к себе как к деятелю», в способе интерпретации действительности. Субъектность как интегративное качество личности выступает фактором устойчивости личности и способствует ее сохранению от профессиональных деформаций, создает основу внутренней гармонии, высокой работоспособности, определяет жизнеспособность и профессиональную и личностную продуктивность.

Таким образом, можно говорить о том, что через развитие субъектных свойств можно поддержать психологическое здоровье личности, так как субъектность предполагает наличие тех компонентов в личности, которые необходимы для того, чтобы личность оставалась психологически здоровой. Также, необходимо отметить, что в качестве центрального образования субъекта выступает активность особого качества и способность ею распоряжаться, то есть мы говорим об осознанной саморегуляции внешней и внутренней активности. Данное свойство является, по нашему мнению, наиболее важным как для субъектности в целом, так и для развития психологически здоровой личности.

  1. Абульханова-Славская, К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды / К. А. Абульханова-Славская. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. — С. 56–98.
  2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания. 4-е издание / Б. Г. Ананьев. — СПб.: Питер, 2010. — 288 с. — (Мастера психологии). — Библиогр.: С. 134–152.
  3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович — СПб. [и др.]: Питер, 2008. — 398 с. — (Мастера психологии). — Библиогр.: С. 376–389.
  4. Брушлинский, А. В. Психология субъекта / А. В. Брушлинский. — М.: 2003. ‒ С. 266–279.
  5. Дубровина, И. В. Практическая психология образования / под ред. И. В. Дубровиной. ‒ М.: ТЦ Сфера, 1997. — С. 439–448.
  6. Маслоу, А. Г. Мотивация и личность / А. Г. Маслоу. — СПб.: Евразия, 1999. — С. 350–367.
  7. Осницкий, А. К. Психологические механизмы самостоятельности / А. К. Осницкий. — М.: Обнинск: ИГ–СОЦИН, 2010. — С. 48–89.
  8. Шувалов, А. В. Психологическое здоровье человека / А. В. Шувалов // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология — 2009. Вып. 4 (15). — С. 87–101.

Структурные компоненты психологического здоровья как условие развития и саморазвития личности Текст научной статьи по специальности « Психологические науки»

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Оксанич С.И.

Система образования является одной из наиболее важных структур, которая закладывает основы здорового образа жизни , тем самым, способствуя сохранению психического, физического и нравственного здоровья молодого поколения. Структурные компоненты психологического здоровья , включают: – психоэмоциональный статус (уровень тревожности личности, эмоциональная устойчивость); – представления студентов о здоровом образе жизни ценностное самоотношение (самоотношение, самооценка, ценностные ориентации). В образовательном процессе реализация структурных компонентов психологического здоровья на всех этапах профессионального становления студентов посредством формирования компетенций самоактуализации личности составляет условие их психологического здоровья и профессионального развития.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Оксанич С.И.

Текст научной работы на тему «Структурные компоненты психологического здоровья как условие развития и саморазвития личности»

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ И САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

С.И. Оксанич, кандидат псх. наук, ГБОУ ВПО СтГМУ Минздрава России

STRUCTURAL COMPONENTS OF PSYCHOLOGICAL HEALTH AS A CONDITION OF DEVELOPMENT AND SELF- DEVELOPMENT OF THE PERSON

Oksanich S. I., Cand. Psyh. Sci. StSMU

Система образования является одной из наиболее важных структур, которая закладывает основы здорового образа жизни, тем самым, способствуя сохранению психического, физического и нравственного здоровья молодого поколения.

психологического здоровья, включают:

– психоэмоциональный статус (уровень тревожности личности, эмоциональная устойчивость);

– представления студентов о здоровом образе жизни

– ценностное самоотношение (самоотношение, самооценка, ценностные ориентации).

В образовательном процессе реализация структурных компонентов психологического здоровья на всех этапах профессионального становления студентов посредством формирования компетенций самоактуализации

личности составляет условие их психологического здоровья и профессионального развития. Ключевые слова: психологическое здоровье, структурные компоненты, здоровый образ жизни

The educational system is one of the most important structures, which lays the foundation of a healthy lifestyle, there by promoting the preservation of mental, physical and moral health of the younger generation.

The structural components of psychological health include:

– psychological and emotional status ( uneasiness level of personality, emotional stability );

– students’ ideas about a healthy lifestyle;

– valuable self-relations (the self-relation, the self-estimation, the valuable orientations).

The usage of the structural components of psychological health at all the stages of professional development of students through the formation of the person self-actualization promotes their psychological health conditions and professional development during the educational process

Keywords: psychological health, structural components, healthy lifestyle

Система образования является одной из наиболее важных структур, которая закладывает основы здорового образа жизни, тем самым способствуя сохранению психического, физического и нравственного здоровья молодого поколения, соответственно и нации в целом. Свидетельством ценности здоровья человека являются государственные концепции и нормативные акты, в которых на правовом уровне отражены приоритетные задачи и стратегии государства в области здоровья населения России.

Методологической основой исследования является комплекс идей и научных положений Болонского процесса и Концепции модернизации Российской системы образования, обусловленных парадигмой

здоровьесбережения, концепцией здорового образа жизни (Л.И. Алешина, A.M. Амосов, И.И. Брехман, Э.Н. Вайнер, И.Ю. Глинянова, В.П. Казначеев, Ю.П. Лисицын, В.П. Петленко, Г.И. Царегородцев и др.); концепцией личностного подхода в образовании (В. В. Сериков); контекстным подходом к моделированию процесса профессиональной подготовки специалиста (А.А. Вербицкий); компетентным подходом к формированию личности будущего специалиста (В.И. Байденко, Л.Н. Болотов, И.А. Зимняя, Н.А., Н.В. Кузьмина, B.C. Леднев, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.Д. Никандров, Л.А. Петровская, М.В. Рыжаков, Н.А. Селезнева, В. Хутмахер); деятельностным подходом к личности будущего специалиста и процессу ее формирования (Е.В. Бондаревская, Е.В. Доманский, А.В. Коржуев, С. В. Кульневич, Н.И. Пидкасистый, В.А. Попков, Е.Л Рязанова, А.В Хуторской); технологическим подходом к проектированию образовательного процесса (Н.В. Борисова, Г. К. Селевко, Н.Б, Сенновский, Н.Н. Третьяков, Т.И. Шамова, Н.А. Юцявичене).

Анализ литературы позволяют утверждать, что психологическое здоровье рассматривается как система, включающая аксиологический, инструментальный и потребностно-мотивационный компоненты.

Отношение к здоровью и компоненты этого отношения имеют важное значение в сохранении здоровья и преодолении болезни. В. Н. Мясищев и А.Р. Лурия подчеркивали значение «внутренней картины болезни» для исследования механизмов заболеваний. По аналогии с «внутренней картиной болезни» В.М.Смирновым и Т.Н. Резниковой было предложено новое понятие «внутренняя картина здоровья» (ВКЗ). Внутренняя картина здоровья:

– это особое отношение к здоровью, выражающееся в осознании его ценности, а также в активно позитивном стремлении к совершенствованию в поведенческой, эмоциональной и когнитивной сферах;

– это определенное психофизическое пространство, где человек способен оценить свои биологические, социально-психологические и духовные возможности.

ВКЗ представляет собой не только знание о своих возможностях, но и умение пользоваться истинными резервами и нераскрытыми потенциями в себе самом, следовательно, это позволит человеку формировать активную жизненную позицию в отношении своего психического здоровья. По мнению В.А.Ананьева, внутренняя картина здоровья – это совокупность интеллектуальных описаний (представлений) здоровья человека, комплекс эмоциональных переживаний и ощущений, а также его поведенческих реакций [1]. Рассматривая ВКЗ с психологических позиций, В.А.Ананьев выделяет три ее основных грани – эмоциональную, когнитивную и поведенческую.

Обобщая результаты анализа формирования понятия «психологическое здоровье», мы определили психологическое здоровье

как эмоциональную устойчивость личности, ее самопринятие, способность к самореализации, сформированность ценностных ориентаций, способность приспосабливаться к условиям внешней среды.

Основываясь на историческом развитии представления о психологическом здоровье и теоретическом рассмотрении содержания данного понятия, мы выделили его структурные компоненты. Рассматривая внутреннюю картину здоровья с психологических позиций, мы выделяем 3 грани: эмоциональную, когнитивную и поведенческую как три слагающие структуры личности. Так, эмоциональная грань представлена психоэмоциональным статусом, когнитивная грань -представлениями о здоровом образе жизни, поведенческая -ценностным самоотношением.

Психоэмоциональный статус является основополагающим структурным компонентом психологического здоровья, он определяется регуляторными возможностями психики, а также степенью и уровнем саморегуляции сущностных потенций [12, 15]. Проявляется в уровне тревожности, эмоциональной устойчивости, стабильности личности, а также в степени удовлетворенности образовательной средой учебного заведения.

Сформированность представлений о здоровом образе жизни на этапе профессионального обучения позитивно влияет на развивающуюся личность, результаты чего можно представить следующим образом:

1) развиваются психологические механизмы стимуляции работы самосознания, ценностного самоотношения к себе как к личности;

2) формируется «культурная гуманитарная позиция» и соответствующий способ мышления. Основными характеристиками гуманитарной позиции при этом являются:

а) субъективное отношение к различным сторонам действительности, в том числе к самому себе, выражающее личностную точку зрения;

Читайте также:  Тибетская гормональная гимнастика для долгожительства и оздоровления

б) ценностное отношение, предполагающее живое, пристрастное отношение, основанное на диалоге и понимании;

3) создаются условия для профессионального формирования и становления личности, отвечающего за здоровье человека и формирующего основы творческой деятельности;

4) удовлетворяется потребность личности в самоактуализации, формировании адекватного образа «Я», в жизненном самоопределении.

Следующим структурным компонентом психологического здоровья является ценностное самоотношение. На психологическое здоровье в первую очередь воздействует система отношений человека к себе, другим людям, жизни в целом; его жизненные цели и ценности, личностные особенности (С.Л. Братченко, О.С. Васильева, Н.Г. Никифоров). Вместе с тем авторы подчеркивают, что рассмотрение этих

факторов, как отдельно влияющих на каждую составляющую здоровья, достаточно условно, так как все они находятся в тесной взаимосвязи [4, 423].

Итак, на основе теоретического рассмотрения понятия «психологическое здоровье» нами были выделены наиболее важные структурные компоненты психологического здоровья, включающие:

– психоэмоциональный статус (уровень тревожности личности, эмоциональная устойчивость (стабильность), отношение к образовательной среде колледжа);

– представления студентов о здоровом образе жизни (о составляющих здорового образа жизни);

– ценностное самоотношение (самоотношение, самооценка, ценностные ориентации).

Таким образом, реализация структурных компонентов психологического здоровья на всех этапах профессионального становления студентов посредством формирования компетенций самоактуализации личности составляет условие их психологического здоровья и профессионального развития.

1. Ананьев, В.А. Психология здоровья: пути становления новой отрасли человекознания/ В.А. Ананьев // Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб., 2000. – 387 с.

2. Братусь, Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь// М.: Медицина, 1988. – 304 с.

3. Брехман, И.И. Валеология – наука о здоровье /И.И. Брехман// М.: ФиС, 1996. – 206 с.

4. Васильева, О.С. Исследование представлений о здоровом образе жизни/ О.С. Васильева, Е.В. Журавлева // Психологический вестник РГУ. – Ростов-на-Дону, 1997. Вып. 3. – С. 420-429.

5. Вербицкий, А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции /А.А. Вербицкая, О.Г. Парионова // М. 2009.- 336 с.

6. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования/ И.А. Зимняя//Высшее образование сегодня. № 5. 2003.

7. Лобейко, Ю. А., Самодиагностика и развитие личности студента/ Ю.А. Лобейко, Н. М. Швалева, С.И. Оксанич // Учебное пособие. – М.: Нар. Образование; Ставрополь: Изд-во СтГАУ «АГРУС», 2004. – 124 с.

8. Маслоу, А. Самоактуализация /А. Маслоу // Психология личности: Тексты. – М., 1982. с. 108-117.

9. Меграбян А.А. Личность и сознание / А.А. Меграбян // М.: Просвещение, 1978. – 176 с.

10. Оксанич, С. И. Психолого-педагогические условия сохранения и поддержания психологического здоровья студентов. Монография.- Пятигорск: ПГЛУ, 2008.- 174 с.Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб., 2002. – 256 с.

11. Оксанич, С. И. Психология кризисных ситуаций. Учебно- методическое пособие для студентов.- Пятигорск: ПГЛУ, 2013.- 57 с.

12. Семенов, B.C. Культура и развитие человека /В.С. Семенов // Вопросы философии. – 1982. – №4. – С. 15-29.

13. Слободчиков, В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры / В.И. ыСлободчиков // Новые ценности образования: культурные модели школы. Вып. 7, Инноватор. – Bennet colledge. -M., 1997. – С. 88-91.

14. Хухлаева, О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции [Текст]: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб, заведений. – 2-е изд. / О.В.Хухлаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.-208с.

Психологическое здоровье как компонент здоровой личности

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЛИЧНОСТИ: РАЗНООБРАЗИЕ ПОДХОДОВ

Зеленцова Татьяна Викторовна

старший преподаватель, магистр психологии ИнЕУ,

г. Павлодар, Республика Казахстан

Исторически сложилось так, что психология здоровья претендует на условную новизну, в отличие от психологии болезней, которая оформилась как одно из направлений психологической науки — клинической психологии. Только в рамках гуманистической психологии (Э. Фромм, Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл) была раскрыта проблематика здоровой личности. «Мне кажется, что проблема психологического здоровья настолько актуальна сейчас, что любые предположения, любые гипотезы, любые данные, даже самые спорные, могут иметь эвристическую ценность», — писал А. Маслоу [3, c. 255].

В конце 1970-х гг. прошлого века, в общем своде психологических дисциплин выделилась психология здоровья (Health Psychology). Началось ее утверждение в качестве самостоятельной сферы психологических исследований. Гуманитарная парадигма допускает существование разных точек зрения о критериях здоровой личности, модели который существенно обогатили рациональный взгляд на проблему психического здоровья. А. Маслоу указывал: «Я предполагаю, что уже в недалеком будущем мы получим своего рода теорию психологического здоровья, генерализованную, обще-видовую теорию, которую можно будет применить ко всем человеческим существам независимо от того, какая культура их взрастила, в какую эпоху они живут» [3, с. 304].

Теоретические модели психологического здоровья представляют собой варианты развития и конкретизации более общих представлений о человеческой реальности. Их сопоставление помогает осветить исходную философскую систему координат. В истории философии отчетливо видны основные линии раскрытия сущности человеческого Я. Первое направление (XVIII—XIX вв.) связано с идеями видных представителей немецкой классической философии — И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, которые рассматривали проблему человека с точки зрения соотношения (диалектики) родовой и индивидуальной сущности. При этом индивидуальную сущность они признавали вторичной по отношению к общеродовой, а устремленность к родовой сущности считали высшим предназначением человека: с присвоением родового начала индивид реализует возможность становиться и быть человеком. Крайней формой данного выражения стали труды К. Маркса и Ф. Энгельса о приоритете общественного над индивидуальным, поглощение человеческой индивидуальности коллективным, развитие тоталитарного жизнеустройства, при котором безлично-общественное доминирует над личным.

Социоцентрической парадигме противостоит направление философии индивидуализма, авторами которой стали М. Штирнен, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Н.А. Бердяев, Х. Ортега — и Гассет, С. Кьеркегор, К. Ясперс, Н. Аббаньяно, которые утверждали приоритет самобытности человека, его совершенствование как личности, желания «быть самим собой». Но, замкнувшись на себе, персоноцентризм в реальной жизни предстает в форме самообожания, чувства одиночества, потерянности, отчаяния, проявляется в отрицании всякой морали, корыстолюбии и вседозволенности.

Психологическое здоровье человека интегрирует аспекты внутреннего мира и способы внешних проявлений личности в единое целое. Психологическое здоровье является важной составляющей социального самочувствия человека, с одной стороны, и его жизненных сил, с другой. Вместе с тем, многие проблемы, возникаю­щие у человека, не являются показателем психического нездоровья и могут быть решены другим не медицинским путем (улучшение памяти, внимания, мышления; формирование необходимого уровня коммуникаций; самопрезентаций; стремление к реализации своих возможностей; решение внутриличностных и межличностных конфликтов; освобождение от тревожности, стрессов, фрустраций, различного рода психических зависимостей и др.) [1, с. 87].

В истории психологии, в русле теории психологического здоровья преемственно рассматриваются две ориентации. Первая — социоцентрическая (Э. Фромм, В. Франкл, Б. Братусь), в основе которой ученые ссылаются на то обстоятельство, что человек в отличие от животного не снабжен набором инстинктов и врожденных навыков, которые позволили бы ему автоматически осуществить родовую природу. Человеком надо стать. Поэтому психологическое здоровье характеризуется как процесс восхождения человека к вершинам человеческой сущности. Вторая — персоноцентрическая (Г. Олпорт, К. Роджерс, А. Маслоу), исходит из того, что человеческой природе присущи позитивные силы (потребности самоактуализации), направляющие к здоровью и росту. Психологическое здоровье является результатом обретения индивидом самого себя и проявляется в ощущении подлинности бытия. Разные пути размышления приводят ученых к схожим представлениям о том, какими качествами дожен обладать психологически здоровый человек. Социоцентрическая и персоноцентрическая установки своеобразно переплетаются и переходят друг в друга в предпринятых психологами попытках описания духовной целостности, способствующей формированию психологического здоровья.

Возникли новые представления о психическом здоровье. Так, по мнению М. Джеход, в структуру входят такие компоненты, как положительное отношение к себе; оптимальное развитие, рост и самоактуализация личности; психическая интеграция (аутентичность, конгруэнтность); личная автономия; реалистическое восприятие окружающих; умение адекватно воздействовать на других людей и др.

Понятие «психическое здоровье индивида» широко используется в гуманистическом направлении психологи, в рамках которого была предложена новая концепция «позитивного психического здоровья». В работах К. Голдштайна, А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла и др. Она базируется на истинно человеческом жизнеосуществлении. Так, видный представитель этого направления А. Маслоу, соглашаясь с К. Гольдштайном в своих последних работах «Психология бытия» и «Дальние пределы человеческой психики» отмечает, что «патологические нарушения психического здоровья — неврозы и психозы, есть следствие ошибочного, неверного развития личности. Психически здоровые индивидуумы — это люди зрелые, с высокой степенью самоактуализации, имеющие реальные жизненные дости­жения и развившие свои личностные возможности [3, с. 54]. По его мнению, показателями психического здоровья являются полнота, богатство развития личности, ее потенций и стремление к гуманистическим ценностям — наличие и развитие таких качеств как принятие других, автономность, спонтанность, интенциональность, альтруизм, креативность и др. Близкие идеи развиваются в «метапсихологии» (Д. Андреева), логотерапии (В. Франкл), социальной логотерапии (С.И. Григорьев и др.)

В советской психологии (А.Н. Леонтьев) развивает положение о том, что личностные смыслы — это те формы и способы, которые занимают центральное место в формировании отношений человека. Они являются стержнем жизнедеятельности, наполняясь ценностным содержанием и определяют линии развития смысловой сферы, создают «смысловое поле» для становления и проявления субъектности [2, с. 43]. Таким образом, во внутреннем мире человека потребности отражаются в форме желаний и стремлений, а личностные ценности — в форме идеалов, интересов, смыслов. Личностные ценности в связи с тем, что они ограничиваются конкретной ситуацией, переживаются как групповые, формируя систему отношений личности.

Развивая это положение, Е.Р. Калитеевская и В.И. Ильичева пишут о том, что психическое здоровье — это мера способности человека трансцендентировать свою социальную и биологическую детерминированность, выступать активным и автономным субъектом собственной жизни в изменяющемся мире [1, с. 90].

Религиозное, философское, психологическое учение о трехсос­тавной сути человека — телесной, душевной, духовной — является основание для построения образов субъективной реальности, представления человека как индивида, субъекта, личности, индивидуальности, универсальности. Образы субъективной реальности составляют онтогенетические ступени ее становления и развития: оживление, одушевление, персонализацию, индивидуали­зацию, универсализацию. Принцип развития — это динамическое преобразование систем связей и отношений в процессе социализации (отождествления человека с другими) и индивидуализации (обособление человека от общества). В антропологическом подходе человек представлен целостно и основу его психологического здоровья составляет нормальное развитие субъективной реальности в онтогенезе (ориентировочные возрастные нормы психического здоровья). Индивидуальная норма, по замечанию Г.А. Цукерман и В.И. Слободчикова, есть то лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного человека при соответствующих условиях развития [4, с. 34].

При содержательном раскрытии категории психологического здоровья можно использовать определение «человечность», данное А. Маслоу. «Психическое здоровье традиционно интерпретируется как собственная жизнеспособность индивида, как жизненная сила, обеспеченная полноценным развитием и функционированием психического аппарата, как умение выживать, приспосабливаться и расти в изменяющихся, не всегда благоприятных для большинства условиях, и являются предпосылкой здоровья психологического. Психологическое здоровье, в свою очередь, характеризует индивида как субъекта жизнедеятельности, распорядителя своих собственных сил и способностей» [3, с. 122].

Читайте также:  Как снизить угрозу рака груди

Соответственно, психологическое здоровье — это состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни; максима психологического здоровья есть интеграл (т.е. единство, полнота и цельность) жизнеспособности и человеческого индивида [5, с. 27].

На основе саморазвития, совершенствования самобытия и возникает человечность индивида — существенная характеристика психологического здоровья. Она выражается в жизнестойкости, основанной на любви к жизни и воле к ее совершенству во всех областях. «Жизнь и дух, — писал К. Юнг, — представляют собой две силы или необходимости, между которыми находиться человек. Дух наделяет его жизнь смыслом и возможностью величайшего расцвета. Жизнь же необходима духу, ибо истина, если она нежизнеспособна, ничего не значит» [6, с. 292]. Субъектность, как одно из качеств психического здоровья, определяет путь нормального развития как развития, ведущего человека к обретению им родовой человеческой сущности — отношению к другому человеку как ценности, потребности в позитивной свободе, осмысленности жизни, активной позиции в мире.

Список литературы:

1.Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека; эталоны, представления, установки. М.: Академия, 2001. 352 с.

2.Леонтьев Д.А. Что такое экзистенциальная психология // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 1997. С. 40‑55

3.Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия, 1997. 322 с.

4.Цукерман Г., Слободчиков В. Мы, взрослые и остальные люди // Семья и школа. 1990. № 2. С. 33‑36.

5.Шувалов А.В. Гуманитарно —антропологические основы теории психологического здоровья // Вопросы психологии.2004. № 6. С. 18‑33

6.Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс, 1993. 352 с.

Структура и критерии психологического здоровья

Психологическое здоровье — это система, включающая аксиологический, инструментальный и потребностно-мотива- ционный компоненты (В. И. Слободчиков).

Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями собственного «Я» человека и ценностями «Я» других людей, ему соответствует как абсолютное принятие самого себя при достаточно полном знании себя, так и принятие других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особенностей и т.п. Безусловной предпосылкой этого является личностная целостность, а также умение принять свое «темное начало» и вступить с ним в диалог. Кроме того, необходимым качеством является умение разглядеть в каждом из окружающих «светлое начало», даже если оно не сразу заметно, по возможности взаимодействовать именно с этим «светлым началом» и дать право на существование «темному началу» в другом индивидууме так же, как и в себе.

Инструментальный компонент предполагает владение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать свое сознание на себе, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими. Ему соответствует умение человека понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, возможность свободного и открытого проявления чувств без причинения вреда другим, осознание причин и последствий как своего поведения, так и поведения окружающих.

Потребностно-мотивационный компонент определяет наличие у человека потребности в саморазвитии. Это означает, что человек становится субъектом своей жизнедеятельности, имеет внутренний источник активности, выступающий двигателем его развития, он полностью принимает ответственность за свое развитие и становится «автором» собственной биографии.

Выделение компонентов психологического здоровья позволяет определить следующие задачи психологического консультирования и коррекции.

  • • обучение положительному самоотношению и принятию других;
  • • обучение рефлексивным умениям;
  • • формирование потребности в саморазвитии.

Таким образом, становится очевидным, что в психологическом консультировании и коррекции основной акцент делается на обучении, на предоставлении человеку возможности изменений, но не на принудительном изменении в соответствии с той или иной теоретической моделью. В психологическом консультировании необходимо использовать как групповые, так и индивидуальные формы работы в зависимости от объективных условий (в детском саду, школе, институте и т.п.) и уровня психологического здоровья людей. Безусловно, для эффективной организации психологического консультирования и коррекций необходимо определить факторы риска нарушения психологического здоровья и оптимальные условия его становления.

Критерии психологического здоровья зависят и от понятия проблемы нормы психологического здоровья. Проблема нормы далека сегодня от однозначного решения. Однако именно разделение понятий психологического и психического здоровья поможет в какой-то степени определиться в понимании нормы для психического здоровья: правомерно за норму принимать отсутствие патологии.

Если для младенца гармонией можно считать приспособление среды в лице матери к его потребностям, то чем старше он становится, тем более необходимым становится приспособление его самого к условиям среды. Вступление человека во взрослую жизнь характеризуется началом преобладания процессов приспособления к среде, освобождением от инфантильного «мир должен соответствовать моим желаниям». И человек, достигший зрелости, в состоянии поддерживать динамический баланс между приспособлением и приспособляемостью при сохранении акцента на преобладании самоизменений как предпосылок изменения внешней ситуации. Исходя из такого понимания нормы можно подойти к определению уровней психологического здоровья.

Под здоровьем в общем виде обычно понимается форма жизнедеятельности человека, обеспечивающая необходимое качество жизни и достаточную ее продолжительность. В качестве жизни семьи, или ее здоровья, различают два аспекта:

степень временной нетрудоспособности человека, возраст, перехода на инвалидность и т.д. (объективные показатели);

ю степень социальной поддержки, величина нервно-эмоциональной напряженности в семье и др. (субъективные показатели) .

При таком подходе нельзя оценивать здоровье по факту заболеваемости и инвалидности, необходимо учитывать субъективные ощущения отдельного человека и группы. Здоровье ценно тем, что обеспечивает долгую жизнь с высоким уровнем душевного комфорта.

Под нездоровьем понимают:

физическое нездоровье человека (временно потерявшего трудоспособность) определяется его деятельностью, насколько позволяет ему запас мускульной энергетики;

духовное (психологическое) нездоровье личности, семьи, даже достаточное для преодоления возникшей проблемы, физический потенциал сводит к нулю.

В силу существования в группе различных социально-психо- логических процессов, в частности общения, а значит и информированности, комфортности, социализации и т.д., психическое нездоровье отдельной личности трансформируется в психологические состояния других членов труппы. Оно способно нейтрализовать значительные потенциальные возможности по ее сопротивляемости жизненно трудным ситуациям. С этой точки зрения психологическое здоровье представляет особый интерес как предмет диагностики семьи, ее благополучия или проблемное™.

Психологическое здоровье семьи детерминировано многими факторами: социальными, экономическими, биологическими, психологическими, педагогическими и т.д. Важнейшим фактором, его естественнонаучной основой является физическое здоровье членов семьи. Но здесь не может быть жесткой зависимости, так как имеют место воздействия и других факторов (в том числе не всегда в унисон с основным). Поэтому возникает необходимость поуровневой и комплексной оценки этого явления для каждой семьи. В поуровневой оценке наиболее значимы три позиции: норма, отклонение от нормы, отсутствие.

Психологическое здоровье

​​​​​​​Психологическое здоровье – оптимальное функционирование всех психических структур, необходимых для текущей жизнедеятельности. Психологическое здоровье – это не только душевное, но еще и личностное здоровье. Это состояние, когда душевное здоровье сочетается с личностным, у человека все светло и классно и при этом он в состоянии личностного роста и готовности к такому росту. Психологически здоровый человек разумен, открыт к сотрудничеству, защищен от ударов жизни и вооружен необходимым инструментарием, чтобы справляться с жизненными вызовами.

Психологически здоровый человек см.→ отличается от человека психологически проблемного см.→. У них разное поведение (в первую очередь социальное поведение) и разная структура личности.

Психологическое здоровье описывает личность в целом, имеет отношение к эмоциональной, мотивационной, познавательной и волевой сферам, а так же проявлению человеческого духа.

Основные критерии психологического здоровья: адекватное восприятие окружающей среды, осознанное совершение поступков, активность, работоспособность, целеустремлённость, способность устанавливать близкие контакты, полноценная семейная жизнь, чувство привязанности и ответственности по отношению к близким людям, способность составлять и осуществлять свой жизненный план, ориентация на саморазвитие, целостность личности. Психологически здоровый человек разумен, открыт к сотрудничеству, защищен от ударов жизни и вооружен необходимым инструментарием, чтобы справляться с жизненными вызовами.

А вот невротики, психопаты и социопаты – за пределами психологического здоровья. Сюда же люди с основным букетом внутренних психологических проблем: агрессивность, алкоголизм, больные привязанности, внутренний саботажник, люди в горе и депрессии, любители жить в позиции Жертвы или склонные разыгрывать Дурика, страдающие от того или иного выгорания, психотравм и страхов, мучимые чувством вины и внутренним кризисом. Психологически проблемный человек мало разумен, склонен к враждебности, не защищен от ударов жизни и не имеет достаточного инструментария, чтобы справляться с жизненными вызовами.

А. Маслоу о психологическом здоровье

Психологическое здоровье не только наполняет человека субъективным ощущением благополучия, оно само по себе правильно, истинно и реально. Именно в этом смысле оно «лучше» болезни и «выше» ее. Оно не только правильно и истинно, но и более правдиво, ибо здоровый человек способен узреть больше правды, и более высокой правды. Недостаток психологического здоровья не только угнетает человека, но его можно рассматривать как своеобразную форму слепоты, когнитивной патологии, равно как форму моральной и эмоциональной неполноценности. Нездоровье – это всегда ущербность, ослабление или утрата способности к деятельности и самоосуществлению.

Здоровых людей немного, но они есть. Мы уже показали, что здоровье со всеми его ценностями – правдой, добродетелью, красотой – возможно, а, значит, вполне реально и достижимо. Если человек стремится быть зрячим, а не слепым, хочет чувствовать себя хорошо, а не плохо, предпочитает цельность – ущербности, мы можем сказать, что он взыскует психологического здоровья. Мне вспоминается девочка, которая на вопрос: «Почему добро лучше, чем зло?» ответила: «Потому что оно лучше». Следуя этой же логике рассуждений, мы можем сказать, что жить в «хорошем обществе» (в братском, синергичном, доверительном, построенном в соответствии с Теорией Игрек) «лучше», чем в обществе, где правит закон джунглей (в авторитарном, злом. построенном в соответствии с Теорией Икс) – лучше как с биологической, медицинской, дарвиновской точки зрения, так и с точки зрения «дочеловечивания», лучше как субъективно, так и объективно (314). То же самое справедливо в отношении хорошего брака, хорошей дружбы, хороших детско-родительских отношений. Такие отношения не только желанны (человек отдает им предпочтение, стремится к ним), но и в определенном смысле «желательны». Я понимаю, что в такой постановке вопроса может заключаться серьезная проблема для профессиональных философов, но я уверен – они справятся с ней.

Тот факт, что человек может быть хорошим, здоровым и что такие люди есть – пусть даже их мало и слеплены они из того же теста, что остальные, – уже сам по себе вселяет в нас мужество, надежду, решимость и веру в человека и его возможности роста. Эта вера в возможности человеческой природы, даже самая робкая, подтолкнет нас к построению общества, основанного на принципах братской любви и сострадания↑.

Ссылка на основную публикацию