Влияние семьи на душевное здоровье человека

Важная роль семьи в сохранении здоровья

Автор: Кирилина Галина Сергеевна, воспитатель 1 категории МБДОУ д/с №110 г. Самара

Статья о воспитании детей на тему: «Важная роль семьи в сохранении здоровья»

В данной статье рассмотрена важная роль семьи в сохранении здоровья. Разобрано понятие «Здоровье» и «Семья». Наибольшое внимание в сататье уделяется взаимоотношениям в семье.

Здоровье человека — это отсутствие болезней в сознании человека и в физическом теле. [4, с. 33]

В V веке до н.э. Перикл (Афинский стратег) говорил- «Здоровье — это состояние морального, психического и физического благополучия, которое дает человеку возможность стойко, и не теряя самообладания переносить любые жизненные невзгоды». [3, с. 13]

Очень многие люди согласятся с великими словами Перикла, потому что другими словами, здоровье – есть счастье человека, а значит и его семьи!

Можно очень долго рассуждать над темой здоровья человечества, которое зависит главным образом от наличия семьи, а самое главное какой семьи? Семьи бываю разные, поэтому и положение здоровья людей зависит от обстановки в семье. Ни в коем разе, люди не должны забываь, для чего они появились на этот свет – главное в жизни каждого человека – иметь здоровую семью. Самые главные враги нашего здоровья — пессимизм, безверие.

Как утверждают многие психологи близкие, доверительные взаимоотношения в семье имеют огромную роль для здоровья людей. Следует учитывать, что благоприятная обстановка в доме, всегда плодотворно воздействует на самочувствие и здоровье её членов. Люди в таких семьях болеют меньше [1, с. 54]

Если в семье кто-то нездоров, то это отражается на психологическом здоровье всей семьи.

Семейство может оказывать целительное воздействие на каждого своего члена семьи: давать эмоциональную поддержку, низаменимую ничем другим.

Семья, по словам М. М.Рубинштейну – «Главный орган воспитания»

Семья – это группа людей, которые связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью . Конечно, у каждого из нас есть семья, у которой свои порядки, ценности, но необходимо помнить, что семейная жизнь и образ жизни членов семьи определяет наше самочувствие как прямо, так и частично. Родители своим примером показывают путь к здоровью, именно родители прививают детям желание формировать здоровый образ жизни. Исходя из этого, мы можем сказать, что в благополучных, счастливых семьях продолжительност ь жизни рода выше, а заболевания встречаются реже. Именно здесь и сейчас вырабатывается характер человека, как не удивительно, складывается комплекс привычек, стандарты поведения, которые непосредственно именно влияют на его здоровье в целом. Семья – это тот остров, уверенность стабильности, который может поддержать нас и дать нам силы для того, чтобы мы справлялись с этой не простой, современной жизнью.

Важно также отметить то, что, по мнению Г. Навайтиса, самыми главными остаются специфические функции семьи, к которым принадлежат:

  • рождение детей
  • содержание детей
  • воспитание детей

В большинстве семей, состоящих из нескольких поколений, контакты её членов зачастую бывают трудными, так как присутствует – психологическая напряжённость. Существует сложные взаимоотношения между функционирование м семьи, семейным согласием или несогласием и нарушениями физического и психического здоровья её членов. Иными словами идёт нарушение в семье, что может стать причиной появления различных заболеваний.

Стрессы, также влияют на здоровье человека. Психическое здоровье – одно из главных состовляющих здоровья человека в целом, причём не только как биологический аспект и медицинский, но и социальный аспект психического здоровья. Психическое здоровье — это основа человеческой цивилизации. Безусловно, очень важное значение психического здоровья имеет в духовном развитии человека.

Без всякого сомнения, на здоровье детей оказывает большое влияние тип семьи (полная — неполная). В неполных семьях — уровень заболеваемости детей выше, чем в полных. Мягко выражаясь, семья во многих случаях перестает быть ценностью. [2, с. 13]

Если родители уважают друг друга, заботятся о своей семье, всегда помогают и поддерживают в трудную минуту, несомненно, в такой семье будет меньше болезней. Говорят: «Что мал, что стар», а, как известно детей не обманешь, Ребёнок всегда чувствуе заботу и любовь ближнего, также как и старые члены семьи, поэтому насколько вы преданы, открыты для свое семьи, настолько и здоровой будет ваша семья.

Всем конечно понятно, что потребности детей и их решение проявляется по — разному. Это может быть частое поощрение ребенку. Но часто встречается игнорирование интересов ребенка, а главное в тепле и уюте.

Очень многие здравомыслящие родители (законные представители) считают, что — собственное здоровье и здоровье ребенка — важная жизненная ценность народа. Однако отношение родителей (законных представителей) к здоровью ребенка часто носит формальный (свойственный) характер, поэтому основным условием нормального психосоциального развития признаётся спокойная и доброжелательная обстановка в семье. Крайне негативное влияние на развитие внутренней картины здоровья оказывают ранние психические депривации (лишение, потеря) ребенка. [6, с. 453]

Исходя из этого, можно утверждать, что семья выполняет функции, которые во многом определяют сохранение и укрепление здоровья человека. Человек должен быть кому – то нужен, о ком – то заботиться, делить с кем – то радость и горе. В семье мы ищем одобрение и психологическую поддержку. На протяжении многих веков, безусловно, толь­ко в семье человек получает устойчивые возможности удовлетворения повседневных потребностей и развития личности.

Таким образом, устойчивое побуждение человека на создание благополучной семьи и характеризуют степень здоровья человека.

Многограные исследования показывают, что уровень здоровья человека и его репродуктивного здоровья как составной части здоровья социума за по­следнее время постоянно падает.

По словам В. Гюго « Семья — это кристалл общества».

Таким образом, исходя из этого мы можем сделать заключение, что здоровье – неоценимое богатство не только каждого человека, но и всего общества.

Как известно эмоциональное состояние семейства – один из главных критериев здоровья, недаром когда ребёночек ещё грудной, его мама и папа агукают и улыбаются ему, потому что ребёнок ощущает любовь и защиту взрослых. Детки, которые выросли и воспитаны в любви намного здоровее тех, кому не хватило семейного тепла, понимания и внимания. С трессы сильно ослабевают иммунитет, приводят к заболеваниям. Несомненно, без стрессов не обойтись, но надо постараться, чтобы их было как можно, а детей стараться от них оградить.

Несмотря на то, что человек, который имеет много денег, имеет достаток во всём, он может быть одиноким и несчастным. Здоровье – это наше богатсво всей жизни, которое бесценно.

Правильный образ жизни людей является актуальной задачей нашего государства, которая становится не только основой хорошего самочувствия человека, но и путём к оздоровлению всего народа мира. Люди должны всегда помнить, что правильный образ жизни человека не складывается сам по себе, а формируется на протяжении всей жизни целенаправленно и постоянно

Влияние семейных отношений на здоровье человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 12:27, реферат

Краткое описание

Семья́ — организованная социальная группа, члены которой могут быть связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Под семьей понимается союз лиц, основанный на браке или родстве, характеризующийся общностью быта, интересов, взаимной заботой, помощью и моральной ответственностью.

Содержание

1.Введение
2. Влияние семейных отношений на здоровье человека
3. Психологическое здоровье семьи
4. Здоровье ребенка начинается со здоровья будущей мамы
5.Здоровье и развитие ребенка
6.Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

срс общ.здоровье.pptx

АО «Медицинский университет Астана»

Тема: «Здоровье семьи.Здоровье детей»

Выполнила: Неазбекова С.

2. Влияние семейных отношений на здоровье человека

3. Психологическое здоровье семьи

4. Здоровье ребенка начинается со здоровья будущей мамы

5.Здоровье и развитие ребенка

Семья́ — организованная социальная группа, члены которой могут быть связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Под семьей понимается союз лиц, основанный на браке или родстве, характеризующийся общностью быта, интересов, взаимной заботой, помощью и моральной ответственностью.

Влияние семейных отношений на здоровье человека

Семейные отношения имеют большое значение для здоровья людей. Благоприятный морально-психологический климат семьи положительно сказывается на здоровье ее членов. Статистика свидетельствует, что в таких семьях люди меньше болеют и дольше живут. По некоторым источникам, у членов таких семей в несколько раз ниже заболеваемость туберкулезом, циррозом печени и диабетом, чем в неблагополучных семьях и среди одиноких.

В то же время в семье, где кто-то из ее членов подвержен наркомании и алкоголизму, создаются тяжелые условия жизни, особенно для детей. Обстановка в семье тяжело ранит их психику и часто вызывает различные расстройства.

Психологическое здоровье семьи

Психологическое здоровье— это состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную их жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех членов семьи. К основным критериям психологического здоровья семьи B.C. Торохтий относит сходство семейных ценностей, функционально-ролевую согласованность, социально-ролевую адекватность в семье, эмоциональную удовлетворённость, адаптивность в микросоциальных отношениях, устремлённость на семейное долголетие. Эти критерии психологического здоровья семьи создают общий психологический портрет современной семьи и прежде всего характеризуют степень её благополучия.

Здоровье ребенка начинается со здоровья будущей мамы

Здоровье матери и ребенка — понятие неразделимое. Большая часть проблем со здоровьем ребенка возникает еще в период беременности. В нашей стране, особенно в последние годы, особое внимание обращается на здоровье будущих мам. Может быть, кого-то из беременных женщин и раздражают постоянные осмотры, многочисленные анализы и визиты к специалистам различного профиля, но такой контроль позволяет отследить изменения в состоянии и мамы, и плода, провести профилактику или вовремя назначить лечение. Здоровьем матери и ребенка занимаются лучшие специалисты, процедуры проводятся бесплатно, бесплатно же будущая мать может получить витамины и некоторые лекарства. Здоровье детей под защитой еще до их рождения.

Здоровье и развитие ребенка зависят от иммунитета, который заметно повышается даже от таких простых закаливающих процедур.

Безусловно, одним из важнейших факторов закаливания и здоровья детей являются регулярные прогулки. Главное, правильно одеть ребенка. Педиатры советуют для малышей использовать принцип «капусты» — многослойные одежки, которые можно снять, если станет жарко. Неплохо работает житейское правило — на ребенке должно быть столько же слоев одежды, сколько и на вас, плюс еще один. Помните, что перегревание наносит больше вреда здоровью детей, поскольку именно перегревание чаще ведет к простудам, чем переохлаждение.

Еще один верный помощник в укреплении здоровья ребенка — всем известная зарядка. Не обязательно проводить ее непременно утром, лучше в течение дня несколько раз выбрать время для нескольких простых и веселых упражнений.

Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным и как долго продлится брак. Так для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплочённость, возможность всестороннего развития личности каждого её члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищённости и эмоциональной удовлетворённости, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый её член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — ещё и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту.

Читайте также:  Как распознать первые признаки диабета

Введение

Семьям — организованная социальная группа, члены которой могут быть связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.

Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.

С позиций воспроизводства населения весьма важным критерием построения демографической типологии семей является стадия жизненного цикла семьи. Семейный цикл определяется следующими стадиями родительства:

· предродительство — период от заключения брака и до рождения первенца

· репродуктивное родительство — период между рождениями первого и последнего детей

· социализационное родительство — период от рождения первенца до выделения из семьи (чаще всего через вступление в брак) последнего ребёнка (в случае одного ребёнка в семье совпадает с предыдущей стадией)

· прародительство — период от рождения первого внука до смерти одного из прародителей

Определение понятия семьи

Под семьей понимается союз лиц, основанный на браке или родстве, характеризующийся общностью быта, интересов, взаимной заботой, помощью и моральной ответственностью.

Современная семья выполняет ряд функций, главными из которых являются:

1. Хозяйственно-бытовая — заключающаяся в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т. д.), в сохранении их здоровья. В ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.

2. Сексуально-эротическая — обеспечивающая удовлетворение физиологических потребностей супругов.

3. Репродуктивная — обеспечивающая рождение детей, новых членов общества.

4. Воспитательная — состоящая в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут «реализоваться» в детях.

5. Эмоциональная — заключающаяся в удовлетворении потребностей в уважении, признании, взаимной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, содействует сохранению их психического здоровья.

6. Духовного общения — состоящая во взаимном духовном обогащении.

7. Первичного социального контроля — обеспечивающая выполнение социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.

Влияние семейных отношений на здоровье человека

С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями. Качественно изменилась функция первичного социального контроля: она заключается больше не во власти отца семейства над нижестоящими членами семьи, а в той мотивации к труду и достижениям, которую порождает семья. Повысился уровень терпимости к нарушениям норм поведения в сфере брачно-семейных отношений (рождение внебрачных детей, супружеские измены и т. п.). Развод перестал рассматриваться как наказание за недостойное поведение в семье.

Семейные отношения имеют большое значение для здоровья людей. Благоприятный морально-психологический климат семьи положительно сказывается на здоровье ее членов. Статистика свидетельствует, что в таких семьях люди меньше болеют и дольше живут. По некоторым источникам, у членов таких семей в несколько раз ниже заболеваемость туберкулезом, циррозом печени и диабетом, чем в неблагополучных семьях и среди одиноких.

В то же время в семье, где кто-то из ее членов подвержен наркомании и алкоголизму, создаются тяжелые условия жизни, особенно для детей. Обстановка в семье тяжело ранит их психику и часто вызывает различные расстройства.

Человек становится личностью в обществе других людей. Формируясь как личность, человек проходит через процесс социализации, который позволяет усвоить идеологию и мораль, нравственные ценности и нормы поведения в обществе, в котором он живет. Процесс социализации продолжается практически всю жизнь, но особенно он интенсивен у детей, подростков и юношей. Основными институтами социализации являются семья и школа, а конкретными носителями усваиваемых норм и правил выступают родственники, воспитатели, педагоги, сверстники, окружающие взрослые. Последующая профессиональная деятельность также оказывает социализирующее воздействие на человека, из чего следует, что процесс формирования личности никогда не останавливается.

«Влияние семьи на здоровье детей»
статья на тему

Статья презназначена для социальных работников и педагогов общеобразовательных школ.

Скачать:

ВложениеРазмер
vliyanie_semi_na_zdorove_detey_k_publ.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

«Влияние семьи на здоровье детей».

Социальный педагог МБОУ «ООШ №5» г. Лесосибирска

В настоящее время проблема детства стала общегосударственной проблемой. Внимание многих психологов во всем мире привлечено к физическому и нравственному воспитанию детей. Этот интерес далеко не случаен, так как это период наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких семейных условиях оно будет протекать, во многом зависит здоровье и будущее ребенка.

На формирование здоровья ребенка оказывает влияние целый комплекс факторов, включая биологические, медицинские, семейные и социальные.

Среди факторов, влияющих на состояние здоровья и физическое развитие детей, существенное значение имеют семейное положение, возраст, уровень образования родителей, состав и уровень благосостояния семьи .

Признавая ведущую роль биологических и медицинских факторов в здоровье ребенка, нельзя отрицать возможного позитивного или негативного влияния комплекса социально-бытовых условий, определяющихся образом жизни родителей и семьи в целом . Социальные условия могут как улучшить, так и ухудшить здоровье ребенка.

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей, в ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность (С.В.Ковалев).

1. Факторы, влияющие на физическое развитие детей.

Одним из факторов риска, неблагоприятно влияющих на развитие и здоровье детей, является воспитание ребенка в неполной семье . В последние десятилетия отмечается резкое увеличение числа детей, воспитывающихся в неполных семьях, образованных вследствие роста внебрачной рождаемости, которая составила 27,7 %, и в результате разводов, число которых возросло за последние десять лет с 3,9 до 4,9 на 1000 населения. Следует отметить, что большинство детей из полных семей имеют гармоничное физическое развитие, и лишь половина детей из неполных семей. Заболеваемость детей в неполных семьях в 1,7 раза выше, чем в полных семьях. Особенно уязвимы дети из семей, в которых один из родителей находится в заключении.

Отмечена достоверная разница между удельным весом детей с низким и высоким уровнем физического развития в семьях с разным числом детей. Так в немногодетных семьях больше детей с низким уровнем физического развития, чем в многодетных.

Среди факторов, оказывающих наибольшее влияние на здоровье детей раннего возраста, доля вредных привычек родителей (курение и употребление алкоголя) составляет до 15,1 %. Дети, рожденные от пьющих родителей, недостаточно развиты, подвержены хроническим заболеваниям и часто болеют.

Здоровье родителей оказывает существенное влияние на развитие и здоровье детей. При наличии хронических заболеваний у взрослых членов семьи, у детей также часто отмечаются подобные заболевания, причем у детей в одной семье заболевания проявляются в разные возрастные периоды.

В современных условиях распространенными явлениями стали нищета, жестокое обращение с детьми . Сложившаяся социально — экономическая и политическая ситуация в России приводит к росту количества «социальных сирот» — детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях и детей, оставленных по разным причинам своими родителями.

Семья — это коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную, важнейшую роль и во многом незаменимый этап в развитии каждого человека. Хорошее воспитание ведет к улучшению здоровья не только ребенка, но и общества в целом.

Доверие и страх, уверенность, и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению и холодности — все эти качества личность приобретает в семье. Они проявляются и закрепляются у ребенка задолго до поступления в школу и оказывают продолжительное влияние на его здоровье и развитие.

Отношения между людьми в семье из всех человеческих отношений бывают наиболее глубокими и прочными. Они включают четыре основных вида отношений: психофизиологические, психологические, социальные и культурные.

Психофизиологические — это отношения биологического родства и половые отношения. Психологические включают открытость, доверие, заботу друг о друге, взаимную моральную и эмоциональную поддержку.

Выделяют гармоничный и дисгармоничный типы семейных отношений.

В гармоничной семье устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного «Мы», способности членов семьи разрешать противоречия.

Дисгармония семьи — это негативный характер супружеских отношений, выражающийся в конфликтном взаимодействии супругов. Уровень психологического напряжения в такой семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к невротическим реакциям ее членов, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей.

Деструктивность семейного воспитания.

Выделяют следующие черты деструктивных типов воспитания:

– разногласия членов семьи по вопросам воспитания;

– противоречивость, непоследовательность, неадекватность;

– опека и запреты во многих сферах жизни детей;

– повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений.

Личностный фактор. Среди личностных особенностей родителей, способствующих воспитанию детей, выделяют консервативный способ мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам (употребление алкоголя и т.д.). Среди личностных особенностей детей называют такие, как успеваемость, соблюдение правил поведения, внимание рекомендациям родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность или же кротость, послушание, трудолюбие.

Основными путями и способами практического устранения отрицательного влияния перечисленных факторов на воспитание детей являются достижение взаимопонимания и гармонизации личных взаимоотношений супругов и, их детей.

Стили семейного воспитания:

«Родители не понимают, как много вреда они причиняют своим детям, когда, пользуясь своей родительской властью, хотят навязать им свои убеждения и взгляды на жизнь»- определил Ф.Э. Дзержинский.

При более детальном рассмотрении стилей семейного воспитания выделяют:

Авторитарный стиль, когда родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль «подавления». Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями и сверстниками нарушается. Часть подростков идет на конфликт, постоянно грубят и дерзят, вызывающе ведут себя в обществе, обладая завышенной самооценкой, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными, внешне послушными, но внутренне протестуя, и такое противоречие может довести его до невроза.

Гипоопека (попустительский стиль) – сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля – тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Это дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большой свободой, но эта свобода, по сути, – бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу. Поведение становится неконтролируемым, демонстративным (чтобы хоть как-то обратить на себя внимание), либо отстраненным. Но подростки, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются друзьях, в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.

Гиперопека – излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, – приводит к формированию у ребенка как к заниженной самооценке из-за неуверенности в себе, так и к завышенной, когда в семье ребенка часто хвалят, и за мелочи, и достижения дарят подарки. Но все это приводит к трудностям в общении со сверстниками из-за замкнутости и чрезмерной заносчивости.

Демократический стиль, когда прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль «согласия». Демократичные родители ценят в поведении подростка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. И в то же время все эти действия со стороны родителей способствуют складыванию у ребенка адекватной самооценки.

Правильный стиль поведения родителей с ребенком играет очень важную роль в формировании самооценки, а значит и в степени адаптации ребенка в системе межличностных отношений.

Общение играет весьма существенную роль в становлении и развитии самосознания, и правильный образ «Я» складывается у ребенка лишь тогда, когда окружающие его люди в этом искренне заинтересованы.

Итак, теперь мы можем выделить особенности формирования самооценки ребенка в процессе его семейного воспитания, которые необходимо учитывать для того, чтобы маленький человечек вырос в эмоционально-здоровую личность:

– В общении возникают более или менее устойчивые представления ребенка о самом себе. Ребенок раннего возраста обычно оценивает себя так, как его оценивает взрослый, его воспитывающий.

– Если самооценка правильная, то ребенок быстрее продвигается в своем развитии. Если она оказывается неверной, то нередко наступает задержка в психическом развитии.

– Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи

– Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени. Адекватное представление возможно только при гибкой системе наказания и похвалы.

Влияние семьи на душевное здоровье человека

Мы публикуем отрывки из книги «Семья и душевное здоровье человека» греческого психиатра Константина Кóллиаса*, перевод которых выполнен монахиней Екатериной специально для журнала Матроны.РУ. Сегодня речь пойдёт об очень трудном и неоднозначном явлении — влиянии семейной системы на психическое здоровье её членов.

Семья и психическое расстройство

Кризис семьи влияет не только на уровень социальной организации. Он сказывается и на психической жизни каждого отдельного человека. Когда семья правильно и хорошо исполняет возложенные на неё обязательства, она действует в качестве защиты и профилактики против появления психических расстройств. Такая семья называется поддерживающей. В противном случае в ней нарушаются семейные связи и взаимоотношения в целом или же между определёнными членами семьи (например, между супругами, детьми и родителями, а также братьями и сёстрами). Нарушение этих взаимоотношений может повлечь за собой весьма неблагоприятные последствия для психологического развития человека.

Существует несколько факторов, которые серьёзно влияют на развитие взаимоотношений и определяют уровень общения в семье.

Во-первых, это чувство семейной сплочённости, возникающее у членов семьи, — осознание, что они принадлежат к одному роду, который в любых жизненных ситуациях будет действовать дружно.

Во-вторых, большое влияние на семейные взаимоотношения оказывает эмоциональный климат, который поддерживается в семье, или же манера, в которой привыкли общаться друг с другом члены семьи. К примеру, некоторые семьи можно назвать меланхолическими.

В-третьих, это эмоциональная атмосфера, в которой отражается влияние самых разных событий или условий жизни. Имеется в виду, например, приятная атмосфера, царящая в доме, где только что сыграли свадьбу.

И, наконец, в-четвёртых, это так называемая выраженная эмоция, которая определяет уровень критицизма, одобрения/неодобрения и толерантности/враждебности, проявляемые в семье. Выраженная эмоция считается негативной, когда её характеризует:

критикующая позиция (обычно она выражается такими порицающими словами, как «только бездельничать и умеешь», «никуда ты не годишься» и пр.),

агрессивность (выражается как в действиях, так и на словах, например, «я тебя ненавижу», «убить тебя мало!», «чтоб мои глаза больше тебя не видели!» и пр.), а также

эмоциональная вовлечённость или гиперопека (например, постоянное вмешательство во все аспекты личной жизни или профессиональной деятельности одного из членов семьи со стороны его родственников). Обычно это выражается при помощи частого употребления таких выражений, как «этот недотёпа ни с чем не справится, если я ему не помогу» или «расскажи мне обо всём, что тебя занимает» и т.п.

В семьях, где дети страдают депрессиями, царит негативное выражение эмоций. Также проявление негативных эмоций встречается в семьях лиц с диагнозом «шизофрения» и может послужить причиной рецидивов этой психиатрической болезни.

Напротив, позитивно выраженная эмоция характеризуется положительным, поддерживающим отношением членов семьи друг к другу, а также душевной теплотой, которая действует как защита от появления и развития психических расстройств.

Для оценки склонности людей к проявлению эмоций используют диагностическую беседу (семейный опросник Camberwell): диалог записывают на плёнку и оценивают высказывания по степени критичности, эмоциональной вовлечённости, враждебности, сердечности, наличия позитивных замечаний.

Нарушенное внутрисемейное общение

Помимо негативно выражаемых эмоций, существуют и другие формы нарушения внутрисемейного общения, причинная связь которых с возможностью появления психиатрических проблем признаётся специалистами. К ним относятся шизофреногенное общение между родителями и детьми, нарушенные супружеские взаимоотношения и ложная взаимность.

В так называемой теории «double bind» (перевести термин можно как «двойное послание» или «двойной зажим») Бейтсона описывается шизофреногенное общение между родителями (чаще всего, матерью) и ребёнком. Такое общение характеризуется несколькими обязательными парадоксальными критериями.

Во-первых, послание отличается противоречивостью и определяется в ситуациях, когда ребёнок получает на разных уровнях коммуникации два противоречивых сообщения от одного и того же лица (родителя), причём ни на одно из них у ребёнка не получается адекватно отреагировать, поскольку любая его реакция трактуется родителем отрицательно. Эти сообщения могут в словесной форме выражаться как совет, одобрение или побуждение что-то сделать, но в то же время на невербальном уровне — как запрет или нежелание, чтобы ребёнок сделал это. Например, ребёнок спрашивает свою мать: «Мам, я пойду во двор, поиграю?» Мать отвечает: «Иди», но при этом выражение её лица или жесты говорят о недовольстве подобным развитием событий, что, естественно, смущает ребёнка. Таким образом, если ребёнок отправится играть, он это сделает как бы нехотя, в то время как если он не пойдёт, то будет недоволен своей матерью или самим собой, что не собрался с духом и не пошёл, куда хотел. В обоих случаях он внутренне рассердится на свою мать, а это чувство по отношению к матери ребёнку довольно трудно «переварить», и в нём поселится чувство вины.

Но это ещё только половина проблемы! Если ребёнок отвечает взаимностью на это лицемерное чувство матери, то она начинает беспокоиться и наказывает своего ребёнка, обвиняя его в лицемерии. К примеру, если в предыдущей описанной нами ситуации ребёнок отправится играть, то по возвращении мать может наказать его под каким-нибудь предлогом («ты опоздал!») и не пустить его гулять в следующий раз. Или она станет постоянно упрекать своего ребёнка, будто тому «неинтересно с мамочкой, потому что он её совсем не любит». А если он не решится пойти на прогулку, то мать может ему, например, сказать что-нибудь вроде: «Я же тебе говорила, чтобы ты пошёл, а сейчас ты остался не ради меня и вовсе не потому, что ты послушный ребёнок!» Таким образом, ребёнок будет в совершенной растерянности относительно того, какой же способ общения (наиболее для него безопасный и спокойный) со своей матерью ему выбрать.

Во-вторых, послание исходит от значимого лица (а родители для детей и являются самыми значимыми фигурами).

В-третьих, такие ситуации повторяются регулярно, и ребёнок привыкает к противоречиям, которые его окружают постоянно.

И, наконец, «жертва» не имеет возможности выйти из этой коммуникации, принимает её и начинает опасаться проявляемого значимым «агрессором» эмоционального (а то и физического) наказания.

В итоге получается замкнутый круг. Если ребёнок не отвечает на чувства матери, то мать будет себя чувствовать «нелюбимой мамой», и её беспокойство станет всё больше возрастать. Таким образом, она или будет наказывать ребёнка (под разными предлогами), или всяческими способами станет показывать свою любовь к нему, чтобы вызвать с его стороны ответное выражение любви. Если же ребёнок ответит на её проявления чувств, то мать будет уверена, что он это делает лицемерно. Другими словами, в этих самых важных для ребёнка взаимоотношениях с матерью он будет наказан в любом случае.

Считается, что шизофреногенное общение с матерью и развитие в семье «double bind» являются одним из основных факторов, предрасполагающих к появлению шизофрении, хотя у этого ещё нет достаточного количества научных доказательств. Однозначно доказано, что подобная схема отношений встречается в семьях людей, страдающих шизофренией, но не является обязательным условием её возникновения. Остаётся добавить, что подобного рода отношения встречаются не только в семьях, но и на работе и в других сферах человеческой жизнедеятельности.

В психиатрии был описан так называемый тип «матери шизофреника». Исследователи нашли, что нарушения взаимоотношений детей с «гипербеспокойной матерью» также являются фактором, способствующим развитию психоза в детях. «Мать шизофреника», которая своим поведением делает ребёнка более восприимчивым к психическим заболеваниям, с одной стороны, эмоционально отвергает своего ребёнка, а с другой гиперопекает из-за повышенного уровня тревожности и потребности контролировать чужие жизни, препятствуя здоровым проявлениям детской инициативности.

Впрочем, необходимо отметить, что нельзя обвинять только поведение матери в появлении и развитии психозов у детей. Сегодня уже известно, что причина шизофрении всё же не кроется в неправильном способе воспитания. Существует множество биологических, психологических и социальных факторов появления шизофрении, и все они работают не по отдельности, а только в совокупности.

Одним из нарушений внутрисемейной коммуникации являются и следующие нарушения супружеских взаимоотношений:

эмоциональный развод, когда супружеская пара живёт вместе, в одном доме (по экономическим или любым другим причинам), но между супругами нет никакой эмоциональной связи;

— супружеская пара, в которой один из супругов — деспот, а другой — его жертва.

Считается, что в семьях с подобными нарушениями у одного из членов семьи может развиться шизофрения. Также в семье, где мать деспотичная, а отец — робкий и мягкий человек, у их сыновей возможно нарушение половой идентификации.

Наконец, если в целом семейная атмосфера наполнена так называемой «ложной взаимностью» — когда в семье поддерживаются запрет на выражение своих эмоций, холодность и отдалённость членов семьи друг от друга, несмотря на внешнюю вежливость, — то и в этом случае предполагается большая вероятность возникновения и развития шизофрении.

Стрессогенные жизненные факторы, или стрессоры

Семьи не бывают всё время поддерживающими или наоборот. В жизни любой семьи случаются критические, тяжёлые периоды, во время которых нарушается психологическое равновесие, которое, возможно, создавалось годами. Конечно, в эти непростые периоды большую роль играют стрессоры — стрессогенные факторы жизни. Считается, что они также имеют значение в проявлении различных психических расстройств.

Развод и тяжёлая болезнь составляют самые серьёзные стрессогенные факторы, которые могут психологически повлиять на членов семьи, особенно на детей. Однако, как и в случае с шизофренией, для того, чтобы развился психоз, недостаточно только одного стрессора. Необходимо скопление, по крайней мере, нескольких событий, приводящих к стрессу. Это, к примеру, неверность одного из родителей или другой подобный «семейный скандал», о котором становится известно, расставание, тяжёлая болезнь или смерть одного из близких родственников, новая беременность матери, проблемы, открывающиеся перед ребёнком при вступлении в подростковый возраст. Такими факторами могут быть даже смена школы или каникулы!

Переходя в новую школу, ребёнок вынужден привыкать и приспосабливаться к новым условиям. Этот процесс может оказаться очень болезненным, особенно в том случае, если новые одноклассники или учителя не сразу признают ребёнка. Что касается каникул и отпусков, проводимых с семьёй, то они обычно вытягивают нас из повседневной рутины, заставляя членов семьи лучше узнать друг друга в новых обстоятельствах, в том числе и не всегда с положительной стороны — например, могут открыться какие-то недостатки, которые раньше не замечались.

Наконец, плохая отметка на экзамене и завышенные требования родителей тоже могут подтолкнуть к проявлению психических нарушений в поведении ребёнка.

Ещё одним фактором, который может повлиять на возникновение психического расстройства, является одиночество. Разведённые, вдовые, неженатые или незамужние люди, а также те, кого по какой-либо причине оставили родственники, часто являются жертвами появления, развития или рецидивов психических болезней. Именно поэтому существование поддерживающей, правильно выполняющей свои функции семьи в жизни человека обладает столь сильным профилактическим эффектом в деле защиты от психических нарушений. Тем не менее, в семьях, которые не являются поддерживающими, возможность возникновения психических расстройств достаточно высокая.

Семья и профилактика психических болезней и расстройств

Первичная профилактика проводится обычно с особыми категориями семей:

с повышенным риском развития нарушений психики и поведения (например, в случае, когда у одного из родителей найдено психическое расстройство),

— с высокой частотой возникновения психосоциальных проблем.

Одними из самых распространённых стратегий профилактического действия в данной области служат профилактическое психотерапевтическое вмешательство в жизнь ребёнка (производится, в частности, при помощи информации о ребёнке, которую дают родители), а также своевременное информирование родителей.

В случае, когда речь идёт о людях с серьёзной психиатрической проблемой, роль семьи в их социальной реабилитации является фундаментальной. Родственникам больного необходимо работать над эмоциональным фоном в семье и своими коммуникативными привычками, чтобы сократить, насколько это возможно, негативные паттерны поведения, которые, как уже отмечалось, крайне отрицательно влияет на развитие психической болезни и приводит к рецидивам. Также родные психически больного человека должны, по возможности, пройти краткие образовательные курсы, чтобы лучше понимать болезнь своего родственника и научиться противостоять ей.

Подобное обучение помогает не только больным членам семьи, но и здоровым, которые часто из-за болезни своего родственника сами начинают испытывать депрессивные или тревожные состояния, и у них тоже может развиться какое-нибудь психическое нарушение.

В последнее время стало развиваться движение взаимопомощи среди родственников больных с психическими нарушениями. Группы и общества, входящие в это движение, имеют своей целью не только помогать таким семьям и поддерживать их, но и бороться с тем социальным клеймом, которое несут на себе психически больные люди и их родственники.

Лекция. Влияние образа жизни на здоровье человека

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Влияние образа жизни на здоровье человека

Лекция. Подготовила: Васильченко Лидия Викторовна, психолог ОГАУЗ «Санаторий «Красиво»

Здоровье – это первая и важная потребность человека, определяющая способность его к труду и которая обеспечивает гармоничное развитие личности. Оно является важной предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь – это важное слагаемое человеческого фактора. Здоровый образ жизни всегда основывается на принципах духовности, рациональной организованности, активности, позволяющий очень долгие годы сохранять духовное, психическое и физическое здоровье.

По определению Всемирной организации здравоохранения (B03) “здоровье это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”.

В санатории ежегодно отдыхает одиннадцать тысяч человек, и реализуемая программа пропаганды здорового образа жизни призвана помочь людям ориентироваться в формировании ответственности за сохранение своего здоровья. Для этого отдыхающим санатория систематически читаются лекции, организуются просмотры научно – популярных, документальных фильмов, которые повышают интерес отдыхающего к здоровьесберегающим технологиям.

Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) считают, что здоровье человека на 50 % зависит от образа его жизни, на 20% – от условий окружающей его внешней среды, на столько же процентов (20%) – от его генетического кода (то есть – наследственности) и лишь на 10 % – от качества обслуживания его медицинскими работниками.

Достижения цивилизации последних десятилетий внесли коренные изменения в образ жизни людей, проживающих в экономически развитых странах. Мы живем в хорошее время. Никогда еще, за всю историю человечества на нашей планете люди не жили так хорошо, не были такими здоровыми, не жили так долго и в таком достатке, не имели столько гражданских прав и не пользовались такими благами технического прогресса. Человечество научилось лечить многие болезни, предупреждать эпидемии и пандемии, продлевать жизнь, передавать информацию на расстоянии, клонировать животных и летать в космос. Сейчас у нас отсутствует надобность тратить силы на обогрев своего жилища, доставку воды и её подогрев. Практически в каждой семье появились холодильник, газовая или электрическая плита, пылесос, стиральная машина, телевизор; у многих – кухонный комбайн, посудомоечная машина, микроволновая печь, кондиционер, компьютер. Многие обзавелись личным транспортом. Немало домов оборудовано лифтом. А на производстве физический труд всё больше и больше вытесняется механизированными и автоматизированными устройствами.

Можно отметить, что у современного человека почти отпала надобность расходовать свои физические силы. В связи с этим наши энерготраты резко уменьшились. Природой же мы запрограммированы на значительно большие объёмы энерготрат и соответствующее им восполнение их посредством усвоения пищевых продуктов. Аппетит у нас остался прежним. И едим мы ничуть не меньше наших не столь далёких предков, которые ежедневно носили воду, пилили и кололи дрова и выполняли тяжёлую физическую работу. Необходимо отметить, что выполняли наши предки тяжёлую работу, в отличие от нас – преимущественно на чистом и свежем воздухе. Мы же большую часть нашей жизни проводим в замкнутых помещениях, мало двигаемся и подолгу сидим у экранов компьютеров и телевизоров. А выполняемая нами работа напрягает не столько наши мускулы, сколько нервы. При этом мы ещё ухитряемся основательно «попортить» нервные клетки друг другу, родным, близким, соседям тем самым превращаем свою жизнь в АД.

Стоит ли после этого удивляться почти эпидемическому распространению так называемых болезней цивилизации, к которым относятся стенокардия и инфаркт сердца, гипертония и инсульт с его подчас тяжелейшими последствиями, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, ожирение и сахарный диабет, аллергические состояния и упадок иммунитета, и ряд других болезненных состояний. В экономически развитых странах одно только ожирение различных степеней наблюдается почти у половины населения.

Академик Р.Г. Оганов с полным основанием полагает, что высококалорийный рацион питания при малоподвижном образе жизни (гиподинамии) подрывает здоровье людей и существенно укорачивает продолжительность их жизни. Качество нашего питания, как с экологической, так и других точек зрения оставляет желать лучшего. Наши предки покрывали свои энерготраты экологически чистыми продуктами. Основу их рациона составляли щи, каша, молоко и выращивавшиеся ими полноценные овощи. В сравнении с ними мы потребляем большие количества мяса, жиров и так называемых рафинированных продуктов и гораздо меньшее количество простых даров земли, богатых растительной клетчаткой, которая, как показали новейшие исследования, крайне необходима для поддержания здоровья на должном уровне.

В наш организм попадает немало вредных для здоровья веществ. Одни из них проникают в нас из воздуха, которым мы дышим – это, например, выхлопные газы двигателей внутреннего сгорания, другие – с водой и пищей, которую мы употребляем. Это в первую очередь микрочастицы применяемых в сельском хозяйстве гербицидов, пестицидов и ядохимикатов. Далее – применяемые в пищевой промышленности консерванты и красители. Такую же роль выполняют используемые в животноводстве антибиотики и гормональные добавки в корма. Все эти вещества негативно влияют на состояние органов – лёгких, печени, почек и других и подавляют защитные механизмы организма – в частности, иммунную систему. Это может приводить к возникновению и развитию опухолевых заболеваний.

Современные микробиологи изучили состав продуктов, которые выращивают при помощи новейших аграрных технологий и сравнили их состав с сельскохозяйственными продуктами прошлого века. Удивлению не было предела, и объяснение обеднению содержания микроэлементов в продуктах найдено. В большинстве стран мира современное сельскохозяйственное производство настолько интенсифицировано, что, несмотря на внесение в почву больших количеств удобрений, запасы минеральных веществ в почве, а стало быть, и в выращиваемых продуктах, оказываются ниже требуемого уровня, а содержание нитратов – выше этого уровня. Так, в пшенице, а стало быть, и в выпекаемом из неё хлебе и зелёных продуктах кальция стало вдвое меньше, чем это было ещё 50 лет назад, а в капусте его содержание упало на 85%. А ведь именно кальций обеспечивает прочность наших зубов и костей. Приходится ли, зная об этом, удивляться тому, что кариес зубов и остеопороз костей приобрели едва ли не эпидемическое распространение. И никакими, упорно рекламируемыми жевательными резинками этому делу не помочь.

По той же причине, и за тот же период времени, содержание железа в усвояемой организмом форме, в яблоках и других фруктах снизилось на 60%. Поэтому так участились случаи железодефицитного малокровия. Содержание магния в потребляемых нами продуктах также снизилось – на целых 35%. Магний абсолютно необходим для нормальной работы сердца. Длительный дефицит его в пищевом рационе – одна из причин возникновения и развития сердечно – сосудистых заболеваний.

Нельзя обойти молчанием ещё один важный момент, напрямую связанный с питанием. Даже жители Юга с его относительным обилием фруктов и овощей, в той или иной мере испытывают дефицит тех или иных витаминов, особенно в прохладный период года. Дело в том, что потребность в витаминах во многих случаях возрастает, например, – у детей и лиц старше 55 лет. А у курильщиков и потребляющих спиртное, у лиц подверженных различным профессиональным вредностям, у болеющих различными хроническими, и тем более – острыми заболеваниями, потребность в витаминах возрастает в разы. Хронический недостаток витаминов, гиповитаминоз самым негативным образом отражается на состоянии здоровья.

Есть ли выход из сложившейся ситуации? К счастью, есть. И основан он на полученном опыте, заслуживающем очень серьёзного внимания – проведение широкой разъяснительной кампании с целью убедить людей отказаться от курения и злоупотребления спиртными напитками, вести физически активный образ жизни и скорректировать своё питание в соответствии с новейшими научными рекомендациями. На примере просветительской работы с отдыхающими ОГАУЗ «Санаторий «Красиво» можно сделать вывод о том, что огромное количество людей принимает рекомендации медицинских работников, начинает вести здоровый образ жизни, правильно питаться и значительно больше двигаться. Работа в направлении просвещения граждан о сохранении здоровья имеет большое значение. Результативность программы положительно сказывается на показателях здоровья населения. И чем больше будет достигнуто позитивных успехов в развитии отечественной экономики, тем больше можно ожидать результатов от целенаправленных объединённых усилий медицинских работников, государства и сознательного отношения к своему здоровью граждан.
А самое главное, что з доровый и духовно развитый человек счастлив – он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты.

Читайте также:  Признаки непереносимости глютена о которых должен знать каждый
Ссылка на основную публикацию